Некоторые
люди считают, что расстроенность чувств – это и есть лирика. Дескать, он ее
любит, а она его нет – вершина конфликта в лирическом стихотворении.
Наступающая осень символизирует старость – ах, как трогательно! Пейзаж, на фоне
которого пасутся две-три коровки,– ох, какая наблюдательность!
Все
это, конечно неверно. И это с неотразимой убедительностью доказывает очень
хороший поэт Расул Гамзатов.
Главное
достоинство его лирики в том, что она в первую очередь энергична. Какое бы
стихотворение вы не прочли в его книгах, в нем обязательно присутствует активно
действующий человек.
У
Расула Гамзатова много здорового, свежего юмора. Это юмор не развлекательный,
не снижающий лирического накала стихотворения, а, наоборот, повышающий его.
Юмор входит в стихи Гамзатова, как молибден входит в сталь. Для примера прочтем
и разберем «Стихи о времени» в очень хорошем переводе Н. Гребнева. Они
начинаются так:
Летит по бездорожью, по дороге,
Минуя рубеж веков и стран,
Скакун неукротимый, быстроногий,
И нет на нем узды и нет стремян.
Минуя рубеж веков и стран,
Скакун неукротимый, быстроногий,
И нет на нем узды и нет стремян.
Ему, как дорогому гостю: «Здравствуй!»–
Мы говорим с улыбкой на губах,
Себя вопросом мучая не часто:
«Он или мы, кто у кого в гостях?»
Мы говорим с улыбкой на губах,
Себя вопросом мучая не часто:
«Он или мы, кто у кого в гостях?»
Добрая
улыбка поэта чувствуется в строках, которые другой, менее даровитый автор
написал бы «всерьез», сокрушаясь о том, что вот время идет, и человек от этого
не молодеет.
И
в другом стихотворении из этого же небольшого цикла:
Ты спешишь. На деревьях желтеет листва,
Хлещут ливни, мутнеют потоки.
И неделю смололи твои жернова:
Я неделю писал эти строки.
Хлещут ливни, мутнеют потоки.
И неделю смололи твои жернова:
Я неделю писал эти строки.
Слушай, чертова мельница, короток путь,
Что дано совершить человеку,
Поломать тебя, ось твою, что ли, согнуть,
Перекрыть бесноватую реку?
Что дано совершить человеку,
Поломать тебя, ось твою, что ли, согнуть,
Перекрыть бесноватую реку?
Здесь
во всю свою мощь пробивается энергия, о которой я говорил выше. В теле стиха переливаются
бицепсы, задумчивость не переходит в раздумчивость, возбужденность не
превращается в экзальтацию. И заканчивается цикл:
Часы идут, и тикают, и бьют...
Что сделал ты, прислушиваясь к бою?
Или пришлось вести им счет минут,
Бессмысленно растраченных тобою?!
Что сделал ты, прислушиваясь к бою?
Или пришлось вести им счет минут,
Бессмысленно растраченных тобою?!
Много,
очень много хороших стихов в этой книге. Естественно, что я не могу их все
процитировать в коротком отзыве. Прочтя книгу Расула Гамзатова, я обнаружил
одно отличное качество поэта: в каждом его стихотворении пружинит мысль, ни
одно из них не бездумно, ни одно из них не написано потому только, что у автора
появилось желание рифмовать.
1953
год
Светлов, М. Горячие строки [Текст]//
Слово о Расуле Гамзатове.- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973.- С. 41-43.
Михаил Аркадьевич Светлов (Шейнкман, 1903-1964)
– поэт и драматург, лауреат Ленинской премии
Комментариев нет:
Отправить комментарий