25 июля 2018

ЗЕМЛЯ И ПЛАНЕТА ПОЭТА

Мирзо Турсун-заде

О Расуле хочется говорить стихами Расула. Таково свойство подлинной поэзии — она сплачивает чеканные строки мастера и его страну, помыслы и его облик.

В Дагестан я впервые приехал совсем недавно — и десяти лет не прошло: в Российской Федерации проводились дни таджикской литературы.

Девушки танцуют на лужайке, их станы изгибаются подобно луговым цветам под горным ветерком... Да ведь это стихи Расула!

Папаха и бурка на джигите, живописный и строгий наряд хлебопашца, чабана и воина. И его я уже знаю по стихам Расула!

Девушка с кувшином на плече возвращается от родника. Ожившая строка Расула!

Впервые в Дагестане, а чувствую себя, как дома. И дело вовсе не в том, что тоже горец, что с детства хожу по крутым тропинкам, между скалами и осыпями, высокими кручами и бурными потоками. Просто узнаю каждый камень, каждый жест. Я уже встречался с ними. Встречался в стихах Расула.

Мне кажется, что я понимаю каждую улыбку, каждое слово, хоть в Дагестане три десятка своеобразнейших наречий, но мы дружим с Расулом четверть века с лишним.

После одного из выступлений в Москве подошел ко мне парень. Физиономия хмурая, а в глазах черти пляшут.

— Ты,— спрашивает,— Мирзо?
— Я,— отвечаю.
— А я — Расул,— объявляет парень.— Слушай, здорово это у тебя — «Индийская баллада».
— Погоди хвалить,— останавливаю.— Ну а что значит — Расул? Кто таков?
— Как кто таков? Поэт.

Заканчивал Расул в ту пору литинститут. Стихи его мало кто знал. Представился, как видите, довольно необычно. Однако я ни на секунду не усомнился, что передо мною поэт. Может быть, веселые чертики в глазах в сочетании с необыкновенной, чуть ли не мрачной серьезностью подкупили? Или то, что с достаточной полнотой выражено в пословице «рыбак рыбака видит издалека»?

Немало с той поры дорог проделано вместе с Расулом. Дальних и ближних. Дорог, в которых нам приходилось быть не только поэтами, но и дипломатами, политиками, ораторами. Я имею в виду работу в Комитете солидарности стран Азии и Африки, писательские конференции и зарубежные поездки, когда приходится держать ухо востро, да и за острым словом в карман не лазить.

Мы люди, а значит без верных друзей
Труднее нам жить, умирать тяжелей.
Без дружбы погиб бы мой малый народ,
Великий лишь тем, что любовью живет;
Нам верная дружба и песня о ней
Нужнее, чем воздух) и хлеба нужней.
(Перевод Н. Гребнева)

Эти строки Расула, в чем неоднократно убеждался, не декларация, не «звонкая бляшка стиха». Эти строки — выражение его человеческой сути, выражение высокой сути народов Дагестана. Ибо стихи поэта — его земля, его народ.

Но земля и народ поэта Расула Гамзатова — понятие, включающее в себя не только Дагестан, не только Кавказ. Это понятие, включающее в себя весь Советский Союз, весь наш образ жизни, весь наш высокий гуманизм.

Стоя на высокой горе, можно петь о самой горе, об орле, парящем над облаками, о цветке, склонившемся над ручьем. Тогда твоего голоса никто не услышит, разве что сами орел, цветок, гора. Но когда поешь о горизонтах, открывшихся с твоей горы, о людях, что пашут на склонах и вгрызаются штольнями в скалы, когда поешь о том и для кого орел, цветок и гора — начинается поэзия.

Поэтому так искренна и человечна песня Расула, поэтому так много сердец к ней тянется, что и сам он тянется ко всему, в чем главная правда, главная песня. К людским сердцам и беспокойству века, к мечтам и надеждам, к красоте и верности, к улыбке и мудрости.

Замер орел, распростершийся в небе,
Словно крылами весь мир он объемлет.
Руки пошире раскинуть и мне бы,
Всех вас обнять, населяющих землю.

Всех вас, живущих на этих просторах,
Всех, кто горюет, смеется и плачет,
Песни такие бы спеть, от которых
Камни становятся шерстью ягнячьей.
(Перевод Н. Гребнева)

Писать о стихах Расула — задача непосильная для поэта. Стихи Расула — это он сам, его родной Дагестан, наша многонациональная Страна Советов. Стихи Расула — это песня зурны и горянка, кланяющаяся гостю, это джигит, гарцующий на веселом скакуне, и шум горной реки. О стихах Расула лучше всего рассказывают стихи Расула, ведь он видит, думает, живет, даже шутит только как поэт. И зря «Мой Дагестан» называют в издательских аннотациях «первой книгой прозы» Расула. Это поэма, настоящая большая поэма.

Можно писать о встречах с Расулом, о дружбе с Расулом, но возможен ли лучший отклик на песню, чем песня?

И я не мог не посвятить стихов Расулу. Благословен край, рождающий певцов и героев. Благословенна страна, где герои повторяют строки певцов, а певцы слагают гимны героям. Осенена надеждою планета, где восхищаются подвигами и внимают стихам.

Во время поездки по Ирану мы с Расулом побывали в Ширазе, посетили гробницы Саади и Хафиза. Расул просил меня читать стихи великих поэтов Востока в оригинале, читать без конца, я даже запросил пощады — охрип.

Но сегодня, в канун 50-летия народного поэта Дагестана Расула Гамзатова, одного из популярнейших поэтов Страны Советов, мне хочется напомнить слова Саади: «Трижды по тридцать три года обязан жить поэт. И первые тридцать три — учиться. Во вторые — путешествовать, в третий срок — учить».

Так что впереди у Расула долгий путь — во имя песен о родной земле и во имя песен о планете людей.
1973 год

Турсун-заде, М. Земля и планета поэта [Текст]: Эссе о Расуле Гамзатовиче Гамзатове (1923 – 2003)/ Мирзо Турсун-заде [1911 – 1977]// Дагестанская правда.- 1973.- 5 августа.

Мирзо Турсун-заде (1911 – 1977) – писатель, народный поэт Таджикской ССР, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда

Комментариев нет:

Отправить комментарий