31 июля 2018

К ВЕРШИНАМ ТВОРЧЕСТВА

Камиль Султанов

Все передовое, прогрессивное и в науке, и в искусстве пробивает себе дорогу в непримиримой борьбе с отсталостью, косностью, невежеством. Эта борьба, как правило, начинается с полемики. Велико значение полемики в развитии наук.

Без борьбы с противоположными концепциями, стилями, изобразительными средствами не может развиваться и настоящая поэзия. Передовой поэт каждым своим произведением бросает вызов косным взглядам, настроениям, формам в лице их конкретных носителей и защитников.

Книга Расула Гамзатова «Высокие звезды», удостоенная Ленинской премии и относящаяся к вершинным достижениям его творчества, насквозь полемична, начиная с заголовка. Эта книга писалась в то время, когда наши поэты, словно забыв о своем земном существовании и назначении, в едином порыве устремились в небеса. Понятно, что в век освоения космоса поэты не могут оставаться равнодушными к достижениям отечественной науки и техники. Они не имели морального права не писать обо всем этом. Но они не должны были также забывать о матери-Земле, о ее тревогах и заботах. Однако многие горские поэты после первых полетов космических кораблей сразу же ринулись в небо, забыв о Земле. У нас появилась своеобразная «небесная поэзия», привлекшая внимание нетребовательных читателей и критиков-специалистов по «важной теме».

При появлении гамзатовской книги «Высокие звезды», люди, привыкшие к литературным шаблонам, были уверены, что она целиком состоит из стихов, воспевающих небесные тела, прославляющих космические полеты и т.д. Каково же было их удивление, когда они прочли четверостишие, являвшееся лейтмотивом книги:

К дальним звездам, в небесную роздымь
Улетали ракеты не раз.
Люди, люди — высокие звезды,
Долететь бы мне только до вас.

Оказывается, высокие звезды — это люди, и книга посвящена им, их мыслям, чувствам, радостям, печалям, свершениям, надеждам, мечтам... Это было так неожиданно и так трогательно! Не надо было быть большим знатоком поэзии, чтобы понять, что «Высокие звезды» — подлинно новаторская книга. Ее пафос — в утверждении нашей жизни, нашего миропонимания, наших нравственных принципов.

Мы часто забывали, да и сейчас забываем, азбучную истину: слова должны выражать мысль. Дени Дидро принадлежит афоризм: «Мысль запоминается». Такой же выразительностью и силой отличается афоризм Л.Н. Толстого: «Мысль человека, сознание его, это тот рычаг, которым человек поворачивается».

Расул Гамзатов, получивший хорошее воспитание и образование, побывавший почти во всех странах мира, встречавшийся со многими выдающимися людьми нашего века, мыслит в таких масштабах, о которых и представления не имели дагестанские поэты всех времен.

В его стихах, поэмах и прозе мы сталкиваемся со многими событиями драматической истории Дагестана. И об этих событиях поэт говорит не как бесстрастный историк, а как художник, будто сам переживший всю трагедию дореволюционного Дагестана.

Расул Гамзатов, будучи представителем маленького народа, думает о судьбах большого мира и века своего. И эти думы проникнуты суровой правдой.

Двадцатый век сурово хмурит брови.
Мы — дети века, стыд нам и позор:
Ведь никогда так много лжи и крови
Не проливалось в мире до сих пор.

Двадцатый век устало щурит веки,
Мы — дети века, честь нам и хвала:
Быть может, никогда, как в нашем веке,
Мир не боролся против лжи и зла.

Поэзия Расула Гамзатова отличается исключительным богатством поэтических мыслей и чувств. Умению их выражать Р. Гамзатов учился долго и у многих гениев мировой литературы, но прежде всего у А.C. Пушкина, блестящего мастера.

Прекрасным учеником и последователем Пушкина в этом плане является Р. Гамзатов.

Предельный лаконизм, свойственный его стихам, написанным за последние десять-пятнадцать лет, особенно наглядно проявился в «Надписях», относящихся к высшим достижениям его творчества. Надписи на дверях и воротах, на могильных камнях, на часах, на кинжалах, на столбах в саклях, на балхарских кувшинах и т.д. и т.п. — ну, что может дать уму и сердцу все это старье, на которое давным-давно никто не обращает никакого внимания?! Все это вообще не существует для стихотворцев, всюду ищущих модную тему и рассчитывающих на внимание к себе из-за актуальности своих сочинений. Но, как отмечал В.Г. Белинский, «...у истинного поэта и старая мысль является новою».

«Надписи» Расула Гамзатова по своему содержанию и по форме своей объективно направлены против многословия и пустозвонства. В них слово стало всесильным. В самом деле, каким количеством слов и выражений возможно обрисовать трагическую судьбу женщины в дореволюционном Дагестане и произведет ли это описание хоть тысячную долю того впечатления, которое мы получаем, прочитав две строки из гамзатовских «Надписей»:

Был у невесты выбор невелик:
Могильный камень или муж-старик.

Читая и перечитывая книги Расула Гамзатова, не перестаешь удивляться масштабу и размаху творческой работы, выполненной им за сравнительно короткий срок.

Расул Гамзатов — творец превосходных стихов о любви, ставших неотъемлемой частью мировой любовной лирики. В то же время он — автор таких лиро-эпических поэм, как «Разговор с отцом» и «Горянка», открывших новые пути в развитии жанра поэмы в литературах Дагестана. Р. Гамзатов — мастер политической лирики и лирики пейзажной.

В творчестве Расула Гамзатова видное место занимает лиро-эпическая поэма «Горянка», завоевавшая широкую популярность и в Дагестане и за его пределами. Она относится к высшим достижениям Р. Гамзатова — лирика и эпика.

«Горянка» — неровная поэма. В ней высокие образцы искусства слова находятся в соседстве с поэтическими излишествами.

Но при всем том, она является крупнейшим творческим достижением Р. Гамзатова в новом для него жанре лиро-эпической поэмы. Когда думаешь о работе Р. Гамзатова над «Горянкой», на ум приходят справедливые слова Чарльза Диккенса: «Талант истинный, за что бы он ни принимался, все делает хорошо».

В «Горянке» в полной мере проявилось замечательное качество гамзатовской поэзии — ее искренность и правдивость. Эти качества свойственны не одной «Горянке», а всему творчеству Расула Гамзатова.

Расул Гамзатов является не только крупнейшим поэтом нашего времени, но и блестящим публицистом. Поэт, живущий интересами своего времени, разделяющий радости и печали людей, чувствующий себя представителем народа, не может не быть публицистом.

Гамзатов-публицист проникнут острым чувством современности. Горячо пропагандируя все передовое, прогрессивное, он решительно борется против пережитков прошлого, вредных адатов и обычаев старины. Пафосом этой борьбы проникнуты многие его стихи и поэмы, особенно «Горянка», в которой поэт во весь голос заявил: «Невежество вместе с дикарством беру, как солдат, на прицел!»

Эту же мысль мы нередко встречаем и в публицистике Расула Гамзатова, только выраженную в другом плане и другими изобразительными средствами. Не будет преувеличением, если сказать, что в борьбе нашей общественности против вредных пережитков прошлого весьма важную роль сыграло творчество Р. Гамзатова — поэта и публициста.

Неоценим вклад Расула Гамзатова ив развитие критической мысли в Дагестане: он является замечательным литературным критиком.

Таково многогранное творчество Расула Гамзатова — поэта, беллетриста, публициста и критика.
1973 год

Султанов, К. К вершинам творчества [Текст]: О творчестве Расула Гамзатовича Гамзатова (1923 – 2003)/ Камиль Даниялович Султанов [1911 – 2002]// Комсомолец Дагестана.- 1973.- 6 сентября

Камиль Даниялович Султанов (1911 – 2002) – литературовед, заслуженный работник культуры РСФСР

Комментариев нет:

Отправить комментарий