Камиль Султанов
Все передовое, прогрессивное и в науке, и в искусстве пробивает
себе дорогу в непримиримой борьбе с отсталостью, косностью, невежеством. Эта
борьба, как правило, начинается с полемики. Велико значение полемики в развитии
наук.
Без борьбы с противоположными концепциями, стилями,
изобразительными средствами не может развиваться и настоящая поэзия. Передовой
поэт каждым своим произведением бросает вызов косным взглядам, настроениям,
формам в лице их конкретных носителей и защитников.
Книга Расула Гамзатова «Высокие звезды», удостоенная
Ленинской премии и относящаяся к вершинным достижениям его творчества, насквозь
полемична, начиная с заголовка. Эта книга писалась в то время, когда наши
поэты, словно забыв о своем земном существовании и назначении, в едином порыве
устремились в небеса. Понятно, что в век освоения космоса поэты не могут
оставаться равнодушными к достижениям отечественной науки и техники. Они не
имели морального права не писать обо всем этом. Но они не должны были также
забывать о матери-Земле, о ее тревогах и заботах. Однако многие горские поэты
после первых полетов космических кораблей сразу же ринулись в небо, забыв о
Земле. У нас появилась своеобразная «небесная поэзия», привлекшая внимание
нетребовательных читателей и критиков-специалистов по «важной теме».
При появлении гамзатовской книги «Высокие звезды», люди,
привыкшие к литературным шаблонам, были уверены, что она целиком состоит из
стихов, воспевающих небесные тела, прославляющих космические полеты и т.д.
Каково же было их удивление, когда они прочли четверостишие, являвшееся
лейтмотивом книги:
К дальним звездам, в небесную роздымь
Улетали ракеты не раз.
Люди, люди — высокие звезды,
Долететь бы мне только до вас.
Улетали ракеты не раз.
Люди, люди — высокие звезды,
Долететь бы мне только до вас.
Оказывается, высокие звезды — это люди, и книга посвящена
им, их мыслям, чувствам, радостям, печалям, свершениям, надеждам, мечтам... Это
было так неожиданно и так трогательно! Не надо было быть большим знатоком
поэзии, чтобы понять, что «Высокие звезды» — подлинно новаторская книга. Ее
пафос — в утверждении нашей жизни, нашего миропонимания, наших нравственных
принципов.
Мы часто забывали, да и сейчас забываем, азбучную истину:
слова должны выражать мысль. Дени Дидро принадлежит афоризм: «Мысль
запоминается». Такой же выразительностью и силой отличается афоризм Л.Н. Толстого:
«Мысль человека, сознание его, это тот рычаг, которым человек поворачивается».
Расул Гамзатов, получивший хорошее воспитание и образование,
побывавший почти во всех странах мира, встречавшийся со многими выдающимися
людьми нашего века, мыслит в таких масштабах, о которых и представления не
имели дагестанские поэты всех времен.
В его стихах, поэмах и прозе мы сталкиваемся со многими
событиями драматической истории Дагестана. И об этих событиях поэт говорит не
как бесстрастный историк, а как художник, будто сам переживший всю трагедию
дореволюционного Дагестана.
Расул Гамзатов, будучи представителем маленького народа,
думает о судьбах большого мира и века своего. И эти думы проникнуты суровой
правдой.
Двадцатый век сурово хмурит брови.
Мы — дети века, стыд нам и позор:
Ведь никогда так много лжи и крови
Не проливалось в мире до сих пор.
Мы — дети века, стыд нам и позор:
Ведь никогда так много лжи и крови
Не проливалось в мире до сих пор.
Двадцатый век устало щурит веки,
Мы — дети века, честь нам и хвала:
Быть может, никогда, как в нашем веке,
Мир не боролся против лжи и зла.
Мы — дети века, честь нам и хвала:
Быть может, никогда, как в нашем веке,
Мир не боролся против лжи и зла.
Поэзия Расула Гамзатова отличается исключительным богатством
поэтических мыслей и чувств. Умению их выражать Р. Гамзатов учился долго и
у многих гениев мировой литературы, но прежде всего у А.C. Пушкина,
блестящего мастера.
Прекрасным учеником и последователем Пушкина в этом плане
является Р. Гамзатов.
Предельный лаконизм, свойственный его стихам, написанным
за последние десять-пятнадцать лет, особенно наглядно проявился в «Надписях»,
относящихся к высшим достижениям его творчества. Надписи на дверях и воротах,
на могильных камнях, на часах, на кинжалах, на столбах в саклях, на балхарских
кувшинах и т.д. и т.п. — ну, что может дать уму и сердцу все это старье, на
которое давным-давно никто не обращает никакого внимания?! Все это вообще не
существует для стихотворцев, всюду ищущих модную тему и рассчитывающих на
внимание к себе из-за актуальности своих сочинений. Но, как отмечал В.Г. Белинский,
«...у истинного поэта и старая мысль является новою».
«Надписи» Расула Гамзатова по своему содержанию и по форме
своей объективно направлены против многословия и пустозвонства. В них слово
стало всесильным. В самом деле, каким количеством слов и выражений возможно
обрисовать трагическую судьбу женщины в дореволюционном Дагестане и произведет
ли это описание хоть тысячную долю того впечатления, которое мы получаем, прочитав
две строки из гамзатовских «Надписей»:
Был у невесты выбор невелик:
Могильный камень или муж-старик.
Могильный камень или муж-старик.
Читая и перечитывая книги Расула Гамзатова, не перестаешь
удивляться масштабу и размаху творческой работы, выполненной им за сравнительно
короткий срок.
Расул Гамзатов — творец превосходных стихов о любви, ставших
неотъемлемой частью мировой любовной лирики. В то же время он — автор таких
лиро-эпических поэм, как «Разговор с отцом» и «Горянка», открывших новые пути в
развитии жанра поэмы в литературах Дагестана. Р. Гамзатов — мастер
политической лирики и лирики пейзажной.
В творчестве Расула Гамзатова видное место занимает лиро-эпическая
поэма «Горянка», завоевавшая широкую популярность и в Дагестане и за его
пределами. Она относится к высшим достижениям Р. Гамзатова — лирика и
эпика.
«Горянка» — неровная поэма. В ней высокие образцы искусства
слова находятся в соседстве с поэтическими излишествами.
Но при всем том, она является крупнейшим творческим достижением
Р. Гамзатова в новом для него жанре лиро-эпической поэмы. Когда думаешь о
работе Р. Гамзатова над «Горянкой», на ум приходят справедливые слова
Чарльза Диккенса: «Талант истинный, за что бы он ни принимался, все делает
хорошо».
В «Горянке» в полной мере проявилось замечательное качество
гамзатовской поэзии — ее искренность и правдивость. Эти качества свойственны не
одной «Горянке», а всему творчеству Расула Гамзатова.
Расул Гамзатов является не только крупнейшим поэтом нашего
времени, но и блестящим публицистом. Поэт, живущий интересами своего времени, разделяющий
радости и печали людей, чувствующий себя представителем народа, не может не
быть публицистом.
Гамзатов-публицист проникнут острым чувством современности.
Горячо пропагандируя все передовое, прогрессивное, он решительно борется против
пережитков прошлого, вредных адатов и обычаев старины. Пафосом этой борьбы
проникнуты многие его стихи и поэмы, особенно «Горянка», в которой поэт во весь
голос заявил: «Невежество вместе с дикарством беру, как солдат, на прицел!»
Эту же мысль мы нередко встречаем и в публицистике Расула
Гамзатова, только выраженную в другом плане и другими изобразительными
средствами. Не будет преувеличением, если сказать, что в борьбе нашей
общественности против вредных пережитков прошлого весьма важную роль сыграло
творчество Р. Гамзатова — поэта и публициста.
Неоценим вклад Расула Гамзатова ив развитие критической
мысли в Дагестане: он является замечательным литературным критиком.
Таково многогранное творчество Расула Гамзатова — поэта,
беллетриста, публициста и критика.
1973 год
Султанов, К. К вершинам творчества [Текст]: О творчестве Расула
Гамзатовича Гамзатова (1923 – 2003)/ Камиль Даниялович Султанов [1911 – 2002]//
Комсомолец Дагестана.- 1973.- 6 сентября
Камиль Даниялович Султанов (1911 – 2002) – литературовед,
заслуженный работник культуры РСФСР
Комментариев нет:
Отправить комментарий