23 августа 2018

РАСУЛ ГАМЗАТОВ

Михаил Агатов

Маленьким аварским народом, обитающим на многонациональном Северном Кавказе, рожден большой советский поэт – Расул Гамзатов. Его жизнерадостная, светлая и мудрая поэзия будит мысль и радует сердца миллионов людей.

Ничто в жизни современного человека, ничто на всей Земле не оставляет поэта равнодушным. Все проходит сквозь его большое сердце – «сердце, которое любит».

…В краю вершин, крутых и гордых,
Где у сердец особый пыл,
Я звезды пил из речек горных,
Из родников студеных пил.

…Я пил снежинки, где тропинки
Переплелись над крутизной,
И помню: таяли снежинки,
В пути пригубленные мной.

…И если сердцем пил – то не пил
Забавы ради и утех.
Я Хиросимы видел пепел…
Я фестивалей слышал смех…


Поэзия Расула Гамзатова – закономерное явление в мировой литературе середины нашего полемического века. В период острого поединка между «традицией» и «новаторством» лирика Гамзатова явила миру великолепный образец органического слияния обоих течений в поэтическом творчестве.

С каждой новой книгой Расула Гамзатова постепенно раскрывается перед взором читателя удивительно целостный в своей многогранности образ его лирического героя – неутомимого искателя правды и красоты в душевном мире современного советского человека.

К дальним звездам, в небесную роздымь
Улетали ракеты не раз.
Люди, люди – высокие звезды.
Долететь бы мне только до вас!

От стихотворения к стихотворению, от строки к строке все ближе знакомишься с героем, открывая в нем все новые и новые черты, поражаясь богатству его душевных движений, сопереживая его раздумчивые сомнения и поиски.

Смеемся ль мы иль хмурим брови,
Для нас в любые времена
В раздумий, в поступке, в славе
Таинственность заключена.

Не все понятно для меня,
И рад я мыслить не предвзято
О таинстве рожденья дня,
О таинстве его заката.

Как мне найти единственный ответ:
Кто я такой! Зачем пришел на свет!
Земля моя, любимая навек.
Ответь мне ты: какой я человек!

Гамма чувств и настроений Расула Гамзатова чрезвычайно многообразна. В дружеском, задушевном разговоре с читателем он бывает одновременно и печален и шутлив, задумчив и весел, философски глубокомыслен и по-озорному ребячлив…

Дошедший «до перевала» сорокалетний поэт зовет своего друга «в поход»:

Чтоб сердце билось учащенно.
Давай отправимся в Ахвах,
Узнаем, молоды ль еще мы
Иль отгуляли в женихах!

Тряхнем-ка юностью в Ахвахе
И вновь, как там заведено,
Свои забросим мы папахи
К одной из девушек в окно.

И станет сразу нам понятно,
В кого девчонка влюблена:
Чья шапка вылетит обратно,
К тому девчонка холодна…

Темпераментный и беспокойный герой аварского поэта всегда окрылен и воодушевлен. Он находится в неустанном движении к своей светлой мечте, в непрерывных поисках пути назначения человека на земле, его места в жизни и работе. Мобилизуя весь запас жизненных наблюдений и впечатлений, рисуя многокрасочные образы и картины живой действительности, поэт приходит к непреложной истине: единственный, кто может дать верный ответ на все вопросы,– это народ. К нему поэт и обращается:

Так научи же, научи меня,
Как мне идти дорогой жизни длинной.
Дай мне частицу твоего огня,
Чтобы смог я стать отца достойным сыном.

Стихи Расула Гамзатова доносят читателям теплое дыхание сакли, свежесть чистого горного воздуха, прохладу стремительных родников, говор неумолчных вод Койсу. Чарующими красками живет в его поэзии родной Дагестан, величие души людей родного ему аварского народа. Своему народу поэт посвящает стихотворение «Люблю тебя, мой маленький народ».

Умеешь ты печаль сурово
Встречать без слез, без суеты,
И без веселья показного
Умеешь радоваться ты.

И не твои ль напевы схожи
С полетом медленным орла,
А пляски – с всадником, чья лошадь
Летит, забыв про удила.

Характер гордый твой не стерся,
И в речи образность живет.
О, как люблю я сердцем горца
Тебя, мой маленький народ!

В теснине горной, где повита
Туманом кряжистая цепь,
Душа твоя всегда открыта,
И широка всегда, как степь.

Живешь, с соседями не ссорясь,
Ты, сняв свой дедовский кинжал,
И я уже не темный горец,
И ты иным сегодня стал.

У ног твоих гремят составы,
С плеча взлетает самолет.
Люблю, как сын большой державы,
Тебя, мой маленький народ!

Одно из самых поэтических, глубоко волнующих стихотворений Гамзатова «Рокочут ручьи, и гремит водопад» кончается строфой:

Зачем ты шумишь и смеешься, вода,
Навеки свой край покидая!
Я с печалью всегда, я молча всегда
Ухожу из родного края.

Сфера прекрасного для поэта поистине необъятна. Его радует сверкание солнечного луча и нежный аромат цветка, его восхищают горный олень и полет журавля в весеннем небе, он благословляет юность и седину, весну и осень, поцелуй возлюбленной и мозолистые руки труженика, степенную мудрость старца и красоту юной горянки.

Светла, лучиста, искрометна любовная лирика Гамзатова.

…Нет, не люблю стихов я о любви.
Когда о ней кричат, как о несчастье.
Нет, не люблю я песен о любви.
Когда, как о беде, поют о страсти.
Пусть сердце от любви сгорит – повсюду
О ней твердить я, как о счастье, буду!
Я видел, как осень, ветрами продута.
Гудела, цветы и растенья губя,
И дал себе слово я в эту минуту
Не сравнивать больше с цветами тебя.
Несерьезные наши ссоры –
Подтвердит тебе любой,–
Если даже хмурить брови
Не умеем мы с тобой,
Если мы причину ссоры
Забываем через час
И не можем скрыть привета

Улыбающихся глаз.
Верно, то любовь большая,
Не боясь пролить слезу,
Ветерок едва заметный
Принимает за грозу,
Или хочется порою
Без особого труда
От любви сердцам влюбленным
Отдышаться иногда.


Но о чем бы ни писал Расул Гамзатов – о родном Дагестане, о Грузии или о Москве, о знаменитых кубачинских мастерах или о волнующ их преданиях старины, о солнечной Армении, о возлюбленной или о друзьях, рассеянных по миру,– все в его поэзии проникнуто целостной и нерушимой любовью к своей великой, могучей и необъятной Родине.

Соловей, кроме песни одной,
Не поет ничего.
Так про что ж эта песня!
Не известно о том никому.
Я уверен: о Родине песня его.
Ведь другая давно б надоела ему.

Вот где таится ключ, открывающий характер, содержание и направленность поэзии
Расула Гамзатова – гражданина великой социалистической Родины.

Р. Гамзатов – замечательный, признанный мастер задушевного лирического стиха – в то же время и поэт-борец. Его стихи – прекрасный образец активной, боевой гражданской поэзии.

Одной из основных тем своего творчества Р. Гамзатов считает тем у мира и дружбы народов всей Земли. Сделанная поэтом «Надпись на кинжале» гласит:

Приняв кинжал, запомни для начала,
Нет лучше ножен места для кинжала…


А вот «Надпись на воротах» дома поэта:

Ни в ранний час, ни в поздний час
В дверь не стучать, друзья.
И сердце отперто для вас,
И дверь моя.

Среди множества определений стихов Гамзатова, которыми пестрит литературная критика, наиболее часто встречается эпитет «мудрые». И в самом деле, многие произведения Расула Гамзатова привлекают именно своей многообъемлющей мудростью, почерпнутой из народных глубин. Большей частью это преподносится поэтом в форме восьмистишия, четверостишия и двустишия. Возвращение Р. Гамзатова к этом у древнему, строго лаконичном у поэтическом у жанру продиктовано самим содержанием этих стихов.

Я возраст свой забыл, зачем же мне
Твердишь, что я седой, а ты моложе!
Кто знает, может, в этой седине
И молодость твоя повинна тоже.

……….

Меня не надо старостью корить.
Напоминать о возрасте бесцельно.
Жестоко раненому говорить
О том, что рана у него смертельна...

……….

И ты, кого все чествуют и славят,
Не забывайся, ибо, может статься,
По лестнице, тебя ведущей наверх,
Тебе же предстоит еще спускаться.

……….

С какой вершины я ни брошу камня,
Он вниз летит н пропадает там.
В какой низине песня б ни пришла мне,
Она петит к моим родным горам.

……….

Любовь джигита, мужество орла
Не спрашивают, высока ль скала.
Вернешься в свой аул – подарком от судьбы
Покажется тебе дым из его трубы.

……….

Кинжал в руках глупца – нетерпелив.
В руках у мудреца – нетороплив.

Осенью 1967 года – неожиданно для всех почитателей его поэтического таланта – Расул Гамзатов блеснул в новом качестве: появилось его первое значительное произведение художественной прозы – «Мой Дагестан».

В оценке произведения критика была единодушна: «праздник творчества!» В адрес книги восторженны е эпитеты сыпались, как из рога изобилия. Отмечались в ней и «творческая раскованность», и поэтическая страстность, и артистизм, и предельная естественность повествования, заключающая в себе «моцартовское начало», и тому подобные.

Да, эта книга особенная. Необычная и по жанру, и по композиции, и по манере повествования. Ее содержание, вернее сказать – составляющие ее элементы, нетрудно перечислить: легенды, притчи, народные сказания, стихи, воспоминания, страницы записных книжек, бытовые зарисовки, раздумья о литературе, поэзии, поучительные истории, мудрые изречения

Сложнее оказалось определить жанр книги. Наиболее оправданным кажется определение, предложенное критиком Н. Абалкиным: «автобиография-исповедь».

Интересно отметить, что самого автора этот вопрос не тревожил: «Я пишу не по книжным законам , но по велению собственного сердца».

Что же «повелело» на сей раз Расулу Гамзатову его поэтическое сердце? Иными словами, о чем она, эта книга, какова ее основная идейно-художественная целенаправленность?

Отвечают по-разному: о Дагестане – земле, породившей поэта; о призвании и месте поэта «в рабочем строю», его долге перед Родиной, эпохой, человечеством; о жизни и поэзии; о фольклоре, о стародавних обычаях древнего народа

И тут тоже, предвосхищая разнобой во мнениях своих будущих критиков, сам автор преподносит читателю свой ответ на эти неизбежно возникающие вопросы:

«С годами увеличивается ответственность перед самим собой и перед читателем, и рука не так отважно хватается за перо по каждому поводу. Книга о родной земле – самая ответственная из всех книг. Книгу эту еще не написал, но я много думал о ней и теперь хорош о знаю, какой она должна быть. Свои раздумья об этой книге – о главной книге моей жизни – я и решил запечатлеть на бумаге».

Итак, по замыслу автора, «Мой Дагестан» – это книга о будущей книге Но в то же время она самостоятельное и законченное художественное произведение. Много радости и глубоких раздумий она, несомненно, вызовет у любого читателя. И радость эту будет доставлять каждая страница в отдельности.

В 1970 – 1971 годах вышли новые стихотворные сборники Расула Гамзатова, а также сборник статей и выступлений поэта – «Верность таланту». А в 11-м и 12-м номерах журнала «Новый мир» за 1971 год – спустя четыре года после появления первой книги «Мой Дагестан» – опубликована долгожданная вторая. Об этой книге можно было бы повторить все то, что было сказано о первой: второй «праздник гамзатовского творчества». Из каждой ее строки веет горячей сыновней любовью к родному Дагестану, к его городам и аулам, к традициям и мудрости народа, к истокам его бессмертного творчества, к великой многонациональной Советской Родине. И, конечно, о песне и поэзии, о мужестве и благородстве, о душевной щедрости и вековой мечте об интернациональном братстве всех людей Земли.
Читателю, знакомому с первой книгой «Мой Дагестан», многое скажет о содержании второй книги даже одно лишь перечисление названий ее глав: «Отец и мать», «Огонь и вода», «Дом», «Три сокровища Дагестана», «Человек», «Народ», «Слово», «Песня», «Книга».

Читателя, которому не столь скоро доведется полистать эту новую «дагестанскую сокровищницу», хочется тут же порадовать хотя бы одной выдержкой из книги.

О песне:

«Нет ни одной матери, не умеющей петь, говорил мой отец. Нет такой матери, которая в душе не была бы поэтом».

«Кто не слышал материнской песни, все равно что рос сиротой… А кто вырос без отца и без матери, все равно не сирота, если пели ему над колыбелью наши дагестанские песни. Кто же мог петь, если не было ни матери, ни отца? Сам Дагестан пел, высокие горы пели, речки, текущие с высоких гор, пели, люди, живущие в горах, пели…»

Расул Гамзатович Гамзатов родился в 1923 году в дагестанском селе Цада. Любовь к поэзии была привита ему с детства: его отец Гамзат Цадаса был известным народным поэтом Дагестана.

После окончания педагогического училища в 1939 году Расул Гамзатов работал учителем в средней ш коле, затем в редакциях газет и радиокомитете Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики. Окончил Московский литературный институт. В 1944 году вступил в Коммунистическую партию.

Сборники стихов Расула Гамзатова переведены на многие языки народов СССР. На русском языке изданы его книги: «Земля моя», «Песни гор», «Песня о самом дорогом», «Родной простор», «Год моего рождения», «Письмена», «Высокие звезды», «Мулатка» и многие другие.

Расул Гамзатов был награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской революции, тремя орденами Трудового Красного знамени и медалями. За книгу «Год моего рождения» ему была присуждена в 1951 году Государственная премия. В 1958 году ему было присвоено звание народного поэта Дагестана. За книгу стихов «Высокие звезды» в 1962 году Расул Гамзатов был удостоен Ленинской премии.

Башкирский поэт Мустай Карим писал о творчестве своего собрата Расула Гамзатова, как о радостном открытии неведомого, но «удивительно близкого» мира души аварского народа. А близкого потому, что поэт воспевает те черты своего народа, которые сближают его с другим и, а не отдаляют.

Читая стихи Гамзатова, узнаешь, что люди этого сурового горского края, в далеком прошлом огородившие свои аулы от недругов высокими каменными стенами, издавна жили мечтой о том, чтобы эти стены стали ненужными и не мешали бы их сближению и дружбе с другим и народами мира. Великая Октябрьская революция осуществила мечту этих благородны х и мужественных обитателей дагестанских гор.

Завершим рассказ о замечательном горском поэте нескольким и строфами из его стихотворения «Чем неискусней меч», в котором он высказывает свои пожелания собственном у творчеству:

Молчит гора, бела.
Хоть выше всех ка свете,
Безмолвствует скала,
Шумит над нею ветер.

Лишь истина скромна,
Чтоб верили, не тщится.
Неправда – та шумна,
Ей надобно божиться.

Трус, нам всегда, кричит.
Герой молчит достойно.
Уродство мельтешит,
А красота спокойна.

Постигнув жизни суть,
Я думаю порою:
Скромней и тише будь,
Все сказанное мною!

Все то, чем я горжусь,
В чем след труда и боли,
Негромким будет пусть,
Как вспаханное поле.

Слова и крик души
Чем искренней, тем тише.
Коль строки хороши,
Их все равно услышат.
1972 год

Агатов, М. Расул Гамзатов [Текст]: Эссе о творчестве Расула Гамзатовича Гамзатова (1923 – 2003)/ Михаил Владимирович Агатов// Русский язык за рубежом.- 1973.- № 4.- С. 98 - 102.

Комментариев нет:

Отправить комментарий