08 сентября 2018

ЧЛЕН ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ТОВ. ГАМЗАТОВ

Игорь Фунт

Орденоносец, депутат, член Президиума Верховного Совета СССР — не это важно. А то, что его произведения ушли в народ и народ поет Расула Гамзатова. Не всегда помня авторства, что является истинным проявлением высочайшего таланта, глубинности и привязанности к корням. И неудивительно.

Все, кого я встречал, оставались в душе,
Кто на несколько лет, кто всего на минуту.
Ты была в моем сердце с рожденья уже,
Я тебя никогда и нигде не забуду.

Много раз улыбались красавицы мне,
Были эти улыбки похожи на чудо.
Но в глазах твоих я утону по весне,
Я тебя никогда и нигде не забуду.
(Перевод Р. Рождественского)

В нем, его стихах исповедально вещает лермонтовский Кавказ, поют дагестанские горы и долины — энциклопедией народной жизни, былинного духа. Доверительность, лиричность, природа, история, люди предстают пред нами во всем обилии красок, стремительности движения горных рек, многообразии характеров.

Расул Гамзатов объясняет свое имя мнемоникой «представитель» — если перевести буквально с арабского: «В какие бы края ни забросила меня судьба, я везде чувствую себя представителем той земли, тех гор, того аула, где я научился седлать коня. Я везде считаю себя специальным корреспондентом своего Дагестана. Но в свой Дагестан я возвращаюсь как специальный корреспондент общечеловеческой культуры, как представитель всей нашей страны и даже всего мира».

Творчество Р. Гамзатова давно перешагнуло границы советской державы. От Белоруссии до Чукотки, от Новой Земли до Памира — через всю Землю — на Кавказ, в Грузию и Турцию. Стихи Расула Гамзатова переведены на десятки языков: от английского до японского, от арабского до испанского. Мировая литература навечно взяла в почетные ряды аварского сочинителя.

И к слову, в СССР не было выше чести,— согласно своему имени,— представлять крохотную горную республику и всю Советскую страну перед лицом человечества, не менее. Представлять уверенно, достойно, талантливо.

Его именитый отец — переводчик, драматург, сказочник и поэт Гамзат Цадаса — слагал задушевные песни под звуки пандура и чанги. В свою очередь, благодарный сын слагает строки под звук большого доброго сердца: в нем отдается дерзкий шум дагестанских лавин, звон рельсов БАМа, бой кремлевских часов. Гулко звенят поминальные колокола Хиросимы, слышен грохот межконтинентальных ракет, пугает правдоподобностью свист пуль Второй мировой войны.

И любовь, несомненно. К женщине, маме — символам отчизны, умиротворения и покоя.

Его по-советски нарекали «многостаночником»: слишком разносторонен творческий облик поэта. Многогранны книги: от прозаической энциклопедии «Мой Дагестан» — до сборника стихов «Высокие звезды» (с аллюзией на Твардовского и Смелякова 1960-х, что вполне закономерно). От афоризмов — к лиричности, страсти — до отчаяния. От исторических легенд и сказаний — к поэме «Берегите матерей».

Здесь и щемящая песня «Журавли», и литературоведческое исследование об Эфенди Капиеве. И мудрые четверостишия, и блещущие улыбкой надписи на книгах несчетных товарищей по литературе. Судьбы горцев, зарубежные поездки… Все темы, замыслы, выступления и ангажементы не поддаются систематизации.

Ну, и неотделимая от творчества социально-общественная деятельность конечно.

Дагестан, все, что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю.

На пересечении Тверской улицы и Благовещенского переулка, где дагестанский поэт жил в Москве с 1974 года по 2003 год, установлена мемориальная доска. Что нисколько не умаляет значение Расула Гамзатова в глазах собственно москвичей. Учитывая невероятно огромный памятный массив именно что созидательных символов: от музыки — к фильмам, от премий, стипендий и фестивалей к… — названию астероида имени Р.Г. Гамзатова.

В Кремлевских дворцах золоченых
На сессиях годы прошли,
И я, как политзаключенный
Мечты свои прятал вдали…
2018 год

Фунт, И. Член Президиума Верховного Совета тов. Гамзатов [Электронный ресурс]: Эссе о творчестве Расула Гамзатовича Гамзатова (1923 – 2003)/ Игорь Фунт [Игорь Владиславович Попов]// Сетевой литературный и исторический журнал «Камертон».- 08.09.2018.

Игорь Фунт (Игорь Владиславович Попов) — писатель

Комментариев нет:

Отправить комментарий