15 ноября 2019

«И СДЕЛАЛИСЬ КИРГИЗСКИЕ ВЕРШИНЫ ВО МНОГО РАЗ ВИДНЕЙ ИЗДАЛЕКА»

Каныбек Иманалиев

Еще в школьные и студенческие годы меня не покидала мысль написать письмо своему любимому поэту. Но сдерживала неуверенность в том, что мое письмо дойдет до адресата, а главное, что своим посланием только отниму время у столь известного человека.

И вот теперь, спустя годы, пишу свое слово-реквием великому поэту нашей планеты и укоряю себя за то, что так и не собрался, не преодолел свою робость, чтобы своевременно поблагодарить поэта в письме за его непревзойденный талант.

До сих пор в моей маленькой записной книжке, куда я записывал лучшие стихи и афоризмы Расула Гамзатова, сохранилась вырезка из газеты 80-х годов с его интервью о только что написанной им книге «Конституция горца», в которой он заложил семь лучших, на его взгляд, статей:
первая. Мужчина должен быть мужчиной. Кинжал должен быть острый;
вторая. Мерилом достоинства мужчины является отношение к женщине;
третья. Кто старших не уважает, тот старшим не будет;
четвертая. Младший… Ну, тут почти как в брежневской: «Дети – наше будущее»;
пятая. Кто дружить не умеет, тот жить не умеет; кто дружбы не знал, тот на свет не родился;
шестая. Тот глупец, кто соседа ругает;
седьмая. Кто гостя не любит, тому кости сломают. И если на карте появится страна, где эту конституцию соблюдают, я первый попрошу у нее убежища.

Откровенно признаюсь, что именно Расул Гамзатов своим произведением «Мой Дагестан», которым я в свое время зачитывался, навеял мне идею взяться за перо и написать книгу о родном Кыргызстане, за что я ему глубоко признателен. Насколько удачна моя книга – судить не мне.

Знаю, что Родину свою, свой Дагестан, поэт любил какой-то необычной любовью, о чем, как истинный патриот и великий сын своего народа, постоянно писал в своих стихах.

Мне ль тебе, Дагестан мой былинный,
Не молиться,
Тебя ль не любить,
Мне ль в станице твоей журавлиной
Отколовшейся птицею быть?

Менялись времена, менялись люди и их взаимоотношения, только поэзия Гамзатова оставалась неизменной, ведь он писал о вечных ценностях.

Он был очень мудрым человеком. Его никогда не прельщали пышные торжества, наоборот, даже смущали, тем более если это касалось его лично. Не прошло и двух месяцев с тех пор, как вся Россия широко отмечала 80-летний юбилей Расула Гамзатова, на котором Президент России Владимир Путин вручил ему высшую награду Родины – орден Андрея Первозванного. Все видели по телевидению, как рукоплескали яркому, многогранному таланту, но он, смущаясь, шутливо заметил, что у него такое чувство, словно в день рождения теленка зарезали быка. Вот настолько велико было его смущение!

О событиях, происходящих в Чечне, он всегда говорил, что гораздо раньше нужно было вести диалог с мудрыми аксакалами, а не с бандитами.  Он по-своему прав, действительно, может быть, и не было бы сегодняшней беды на Кавказе.

Расул Гамзатов был удивительно честным и открытым человеком, не боявшимся никакой цензуры. Он даже в своих четверостишиях писал:

Не боюсь я ЦРУ,
А страшусь я ПРУ!
Патимат, твоя разведка
Ошибается так редко!
[Патимат – имя жены поэта, примечание автора].

Его коробило слово «независимость». Он говорил, что не бывает независимых людей и наций. А о себе он любил говорить, что всегда зависим ото всех, но больше всего от своей любимой жены.

Как-то, написав прекрасные стихи, посвященные красавице-жене, он принес их в одну из партийных газет для публикации, но ему отказали, сказав, что, мол, зачем партии твоя жена? После чего он написал:

Но никак понять мне не дано,
Почему порою так бывает,
Что любовь, и правда, и вино
Тоже человека убивают?

Тема любви в его творчестве была главной. В его стихах сквозит особый «гамзатовский» акцент открытости, простодушия, мудрости, любви к женщинам, Отечеству, но в первую очередь, конечно, к матери.

Изрек пророк: «Нет Бога, кроме Бога!»
Я говорю: «Нет мамы, кроме мамы!»

Расул Гамзатов считал себя другом кыргызского народа. Он неоднократно приезжал в солнечный Кыргызстан, восторгался величием и красотой наших неповторимых гор Ала-тоо. Он настолько же близок нам всем, как и Алыкул Осмонов, поэтому даже для нас так же тяжела эта утрата, как и для всего мира его поклонников. Думаю, если и есть на этом свете такой уголок, где не слышали и не читали Гамзатова, значит, он остался не овеянным самой доброй поэзией.

Его сердце всегда билось в ритм с пульсом времени, а теперь это большое сердце вдруг остановилось. Трудно заставить себя в это поверить. Вместе с патриархом мира поэзии ушла целая поэтическая эпоха. Но, как известно, настоящие поэты, такие, как Александр Пушкин, Омар Хайям, Расул Гамзатов, не умирают, они проживают вторую жизнь в народной памяти.

Вершиной поэзии Гамзатова считаются знаменитые «Журавли». И отныне он сам превратился в журавля, который будет вечно летать над необъятными просторами, над вершинами наших гор и петь песни о счастье, любви и вечности.

Тогда люди бессмертны.
2003 год

Иманалиев, К. «И сделались киргизские вершины во много раз видней издалека» [Текст]: Некролог к кончине Расула Гамзатовича Гамзатова (1923 – 2003)/
Каныбек Капашович Иманалиев// Слово Кыргызстана.- 2003.- 7 ноября.

Каныбек Капашович Иманалиев – государственный и политический деятель, доктор политических наук, депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики VI созыва

1 комментарий:

  1. Sugarboo Extra Long Digital Titanium Styler
    Sugarboo titanium nipple rings Extra Long Digital Titanium Styler: Brand New. TINN. titanium 4000 Brand: TINN. Type: anodizing titanium Brand New. TINN: ion titanium hair color Brand New. Size: 6.5" X 5.7" 벳 매니아 WATER, ABS,

    ОтветитьУдалить