Руфина Нифонтова
Первый раз я увидела Гамзатова в редакции газеты
«Известия», где И. Друце, удивительно талантливый молдавский писатель и
драматург, рассказывал о своей пьесе «Птицы нашей молодости». Мы тогда сыграли
финал — последнюю встречу Павла и старой тетушки Руцы (Руцу играла я). Нам
сказали, что на встрече много знаменитостей и в первом ряду сидит Расул
Гамзатов.
Я как вышла на мало удобную площадку, так сразу его узнала,
видимо, из-за белоснежной его головы! Мне он показался каким-то непроницаемым,
неприступным.
Актеры довольно странно «устроены внутри». Мы можем знать
очень знаменитых, очень талантливых людей, а «входят» они в нас по-разному. Я
много читала, и мне нравились произведения Расула Гамзатова, но только,
пожалуй, после этой встречи, когда я его увидела сидящим в первом ряду, и после
подаренной книги я отнеслась к нему конкретно.
Потом нам преподнесли красные гвоздики и подарили последнее
издание его стихов и поэм.
Встреча эта была весной. И вот уже в конце ноября мне позвонили
и предложили принять участие в авторском вечере Расула Гамзатова. Сроки были
очень короткие, чтобы выучить его стихи. Тогда мне предложили на выбор любое.
Перечитывая заново весь сборник стихов, я не переставала удивляться мудрости
его произведений. А как они не похожи друг на друга не только по форме, но и по
«вживанию» человеческому в каждую строчку, в каждую мысль. Чем интересен поэт
для нас, актеров? Да тем, что через свое произведение он заставляет нас
страдать, мучиться, рыдать, радоваться, любить! Любой читатель, и особенно, мне
кажется, актер, заразившись непохожестью, индивидуальной, общечеловеческой,
взрывной, эмоциональной мыслью, не может остаться спокойным, общаясь с
материалом Расула!
Он и лукавый, и озорной, и трогательно беспомощный, как
мальчишка. Он мужественный, как горец, как мужчина. Он нежный, отчаянный в
любви к женщине, к природе, к Родине! Он удивительно чувствует сегодня,
чувствует человека, природу, мир! Мне кажется, что только он мог сказать такие
неповторимые, мудрые и общечеловеческие слова в стихе «Мама»:
Тревожится за сына постоянно,
Святой любви великая раба.
По-русски «мама», по-грузински «нана»
И по-аварски — ласково «баба».
Святой любви великая раба.
По-русски «мама», по-грузински «нана»
И по-аварски — ласково «баба».
Прочитаешь это, а зритель плачет. Значит поэт угадал!
Когда я пришла в Колонный зал Дома Союзов и увидела в
дверях Расула Гамзатова, гостеприимно встречающего всех участников концерта и
многочисленных друзей, я только тут поняла, что буду выступать перед автором.
Все выступление мое прошло довольно волнительно и, если
говорить откровенно, не очень оно меня удовлетворило. Я люблю властвовать над
материалом, я должна в нем быть абсолютно свободна. А тут его стихи полностью захватили
меня в плен.
Я еще раз поняла всю силу «власти» Расула над публикой.
Видимо, стихи, как и роли, должны «войти» в актера или, наоборот, актер должен
«раствориться» в стихе, в этом маленьком микроспектакле, в этом микромонологе!
Публика была разная: рабочие, студенты, ученые, колхозники. Потом была еще одна
встреча в редакции газеты. Я рассказывала о своем пути в искусстве, о своих
педагогах, о жизни. Читала Блока, Тютчева, но меня снова попросили... прочитать
Гамзатова! Да, в Расуле все неожиданно и прелестно. Он, как вулкан! Никогда не
угадаешь, с чем встретишься на следующей строчке, на следующей странице и в
следующем сборнике его стихов и поэм!
1975 год
Нифонтова, Р. Встречи с поэтом [Текст]: Воспоминания о
Расуле Гамзатовиче Гамзатове (1923 – 2003)/ Руфина Дмитриевна Нифонтова [Питаде,
1931 – 1994]// Дагестанская правда.- 1975.- 14 января.
Руфина Дмитриевна Нифонтова (Питаде, 1931 – 1994) –
актриса театра и кино, народная артистка СССР
Комментариев нет:
Отправить комментарий