28 июля 2018

ДОСТОЙНЫЙ ВАКИЛ

Магомед Сулиманов

Не так-то просто писать о человеке, которого ты знаешь от первого мальчишеского смеха до сегодняшней утомленной улыбки, тем более, когда он тебе друг.

У мужской дружбы тысячи тайн, а сама дружба — тысяча первая из них.

Не бокалов звон, не взаимная хвальба, не лицемерное поддакивание друг другу делает друзей, а долгое, молчаливое, внимательное изучение характеров. Недаром говорится, что друга делают десятилетия, а приятеля рождает каждый день. Я не биограф Расула Гамзатова и писать о нем монографии не собираюсь. Но в двух словах охарактеризовать его я имею право, как земляк, как собрат по перу.

Мой Хунзах и его Цада — два соседствующих аула, их разделяет лишь речка Тобот, неизведанная слава которой не уступает воспетой в легендах Волге.

С Расулом мы встретились еще в раннем детстве, учились в одном училище. Но серьезная наша встреча, как ни странно, состоялась в Москве.

Был уже конец войны. По шумной улице Горького, освещенной тысячами огней, неудержимо текла людская река. Ни одного знакомого, и в то же время все родные для тебя.

Кто-то сзади закрыл руками глаза. Я опешил. Такое принято лишь в моих горах. Но кто мог узнать меня, офицера, только что выписавшегося из госпиталя и чуть ли не похороненного в родном ауле? Расул!

Нем, беден человеческий язык, чтобы описать эту встречу. Я и сейчас вижу задорный блеск в его мудро, по-отцовски прижмуренных глазах, первую пуговицу у шеи, висящую на последней нитке, какое-то пятнышко на мочке левого уха, ровный ряд зубов, серо-коричневую кепку на голове, огненного цвета, но уже поблекшую кожанку и только что начищенные сапоги.

Еще в Хунзахе, в те незабываемые годы юности, я был свидетелем, как Расул читал наизусть почти все, что было к тому времени написано его отцом. Гамзата обожали в нагорье все, начиная от лепечущего пузана и кончая ставшим одной ногой в могилу старцем.

Не на шутку встревожив постового милиционера, мы начали мять друг друга. Вокруг мгновенно собралась толпа зевак, но нам было не до них. Да и наш гортанный певучий язык вызывал недоумение окружающих, понимали лишь мы двое.

— Каким образом здесь?
— Учусь в Литературном институте.
— Кто еще приехал?
— Пока я один...

Мы снова сцепились, своим возбуждением пугая толпу. Первый горец в доме горца! Первый дагестанец в священном храме литературы. Мне ли, познавшему беду еще в колыбели и пропахшему военной гарью, не знать, что это такое!

Мы очутились в какой-то столовой. Столовая оказалась диетической. И мы, щеголяя своим гостеприимством, друг перед другом вволю угощались... манной кашей и ситро.

Сколько отменных блюд и расчудеснейших напитков испробовал с тех пор каждый из нас в самых различных местах Земли, но ту манку и ситро я никогда не забуду!

Впервые (это было в сорок пятом году) в «Литературной газете» появилась небольшая статья о Расуле под заглавием «Не взирая на молодость». Московская критика положительно отзывалась о стихах молодого поэта, пророча ему большое будущее.

Два верных друга Расула, его однокашники Н. Гребнев и Я. Козловский приехали с поэтом на его родину и выпустили в своих переводах его первую на русском языке книжку. Аварцы же давно оценили незаурядный талант молодого цадинца. Иные даже сомневались, не присваивает ли он себе шедевры отца. Но очень скоро все воочию убедились, что у Расула собственный почерк, собственное поэтическое «Я», собственная, никем не проторенная тропа в литературе.

Судьба как-то странно играла с нами. Когда я окончил педучилище, Расул поступал на первый курс, а когда впоследствии он уже защищал диплом в Литературном институте, я оказался на первом курсе. И что греха таить, меня узнавали в институте не столько как горца, сколько как земляка Расула. Он уже тогда пользовался высокой славой не только среди студенчества. Его стихи и поэмы читала большая Россия!

В Москве я узнал, что Расул Гамзатов избран председателем правления Союза писателей Дагестана. Мне просто не верилось, что Расул настолько возмужал. Я не выдержал и написал ему письмо. Я наивно советовал своему другу бросить это «ярмо». Кому-кому, но мне-то было известно, какой Расул бесшабашный весельчак и неугомонный балагур. Возможно ли, чтобы такой рубаха-парень, будучи совсем юношей, брал в руки бразды правления сложного аппарата многонационального Союза писателей.

С тех пор много воды унесла в седой Каспий великая в Аварии Койсу, но меня и сейчас поражает проникновенная меткость, неиссякаемая энергия, неподражаемая чуткость бессменного председателя.

Кем только Р. Гамзатов не является сегодня? И серьезным трибуном на международных встречах писателей за нашими рубежами, и радушным хозяином всегда переполненного гостями своего дома, и тонким ценителем каждой новой строки в нашей поэзии, и государственным деятелем...

Иные думают, что прославленный народный поэт Гамзат Цадаса посеял на нелегком пути сына зернышки большого везения и счастья. Но это выдумки. У каждого из нас был или здравствует сейчас отец, но душу поэта не дано растить по своему образу и подобию даже близкому из близких. Талант — награда природы! Расул постоянно нов и своеобразен. Разумеется, он многое перенял от отца. Гамзат всегда старался быть незаметным, ему были чужды словословия и нудные восхваления в его адрес. Внешне его очень трудно было отличить от рядового горца его возраста. Но тем не менее он был велик. Незаметно для постороннего глаза Гамзат вбирал в себя все высокое, что есть в людях. Точно так же поступает и его сын Расул. Возможно потому он одинаково друг и пионерам в махачкалинской школе, и чабану в гунибских горах, и рядовому строителю в Сибири.

Еще не было случая, чтобы Расул Гамзатов, самый молодой в Советском Союзе народный поэт, огорчал кого-либо ложной строкой своего стиха или чванливым зазнайством баловня судьбы. Он всегда с людьми, с умными мудр, с простыми равен.
1962 год

Сулиманов, М. Достойный вакил [Текст]: О Расуле Гамзатовиче Гамзатове (1923 – 2003)/ Магомед Сулейманович Сулиманов [1919 – 1988]// Слово о Расуле Гамзатове: Сборник/ Составитель Сиражутдин Магомедович Хайбуллаев.- Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1973.- С. 30 - 33.

Магомед Сулейманович Сулиманов (1919 – 1988) – писатель, лауреат Республиканской премии имени С. Стальского

Комментариев нет:

Отправить комментарий