Баху Мухидинова
Важным фактором духовного, эмоционального, художественного
развития учащихся является эстетическое воспитание, под которым обычно понимают
формирование определенного эстетического отношения человека к действительности.
Особое значение при этом приобретает приобщение учащихся к творческому наследию
поэтов и писателей как прошлого, так и настоящего, в частности, к творчеству Расула
Гамзатова, стимулирующему эмоционально-образное, художественно-познавательное развитие
школьников.
Творческое наследие Р. Гамзатова содержит высокий нравственный
идеал общечеловеческих ценностей. Любовь к женщине, матери, любовь ко всему человечеству,
желание быть понятым людьми представляют большой простор для развития личности и
эстетического воспитания школьников.
В принципиальном споре с новейшим меркантилизмом, с желанием
получить выгоду любой ценой, с торжествующей пошлостью в борьбе за душу Дагестана
авторитетный голос и моральные, эстетические, этические ориентиры Р. Гамзатова
воспринимаются с надеждой на преодоление затянувшейся духовной растерянности.
Мне издавна незримая граница
На каждом открывается шагу.
<…>
На каждом открывается шагу.
<…>
Она врасплох двуликого застала,
Два мненья разделила за столом,
И неподкупной совести застава
Стоит на ней между добром и злом.
Два мненья разделила за столом,
И неподкупной совести застава
Стоит на ней между добром и злом.
<…>
Не склонна совесть к никаким уступкам,
И, находясь в дозорной вышине,
Она определяет по поступкам,
Кто, на какой сегодня стороне.
И, находясь в дозорной вышине,
Она определяет по поступкам,
Кто, на какой сегодня стороне.
«Пишу, как подсказано совестью мне»,– говорит поэт. Именно
совестью, как высшей и неоспоримой ценностью в шкале нравственных предпочтений поэта
(«а совесть человека выше гор»).
Людские сердца, жаждущие справедливости и честной, эстетичной
и этичной жизни, жизни, выверенной совестью и горским намусом, получали: «откровение
современного барышника», для которого «толкучка <…> стократ дороже Эрмитажа»;
«на свадьбы не ходите вы, поэты», там «золотые дутые браслеты лукавство надевает
на слова»; «не верьте лести»; «не к лицу мне ловчего повадки»; «человека от должности
освободили» с ударной концовкой «всех выше на свете <…> должность быть человеком
на грешной земле». Вслушайтесь в интонацию гражданского беспокойства и безошибочной
социальной диагностики, чтобы в полной мере оценить неприятие поэтом «болезней духа»
и перерождения «клеток совести людской». Избранные в разговоре об утраченных этических
ценностях обличительно-наставительный пафос и императивная банальность достигают
смыслового апогея и жесткой откровенности в стихотворении-инвективе «Проклятие»:
Проклятие тем, кто и понятия
Иметь о чести не привык,
Проклятие, мое проклятие
Унизившим родной язык.
Иметь о чести не привык,
Проклятие, мое проклятие
Унизившим родной язык.
Тому проклятье, в ком прозрения
Не знала совесть на веку.
Пусть примет тот мое презрение,
Кто дверь не отпер кунаку.
Не знала совесть на веку.
Пусть примет тот мое презрение,
Кто дверь не отпер кунаку.
Это главный эстетический и этический урок Р. Гамзатова,
полученный им в наследство от отца и прежних поколений. Это урок горского намуса,
совести, которые ему преподали старые горцы:
Они в горах живут высоко
С времен пророка ли, бог весть,
И выше всех вершин Востока
Считают собственную честь.
С времен пророка ли, бог весть,
И выше всех вершин Востока
Считают собственную честь.
Р. Гамзатов с детства хорошо усвоил суровые и справедливые
уроки гор и горцев, которые «с времен пророка ли, бог весть» жили в Дагестане. Это
и уроки восприятия и осмысления красоты горских пейзажей, величия и безмолвия громады
гор, дикого, свободного, отчаянного падения горных рек в теснины ущелий, «бурки
лесов», «папахи вершин снеговых».
Художественные открытия, эстетические и этические уроки Р. Гамзатова
– это возможность подняться над собой изо дня в день, стать лучше, духовнее, чище,
справедливее в обращении с окружающими, добрее, задуматься о своем месте в оркестре
культур, цивилизаций и народов; они должны подтолкнуть каждого мыслящего дагестанца
к самоанализу и самовопрошению и, следовательно, к большому самоуважению. Жизненные
и творческие уроки Р. Гамзатова являются основой для эстетического и этического
воспитания учащихся, подвигают школьников к творческому поиску и главное – к служению
добру и справедливости.
Философия творчества Р. Гамзатова основана на признании
того, что без чувства истока («сердце жило всегда <…> в нашем ауле Цада»),
без осознания корневой связи («о мой народ, и в радости, и в горе ты – это море,
я твоя волна») не может быть полнокровного чувства страны и мира. Эстетическое и
патриотическое чувство, осознание того, что ты часть великого, частица Родины, присуще
всем талантливым, творческим людям. Можно сказать, что это движущая сила творчества,
таланта. Не может быть великого без малого – славу народа, этику и эстетику народа,
историю народа, культуру народа, литературу, искусство, совесть и честь народа создают
отдельные личности, красивые душой, трудолюбивые, влюбленные в свою страну и в свой
народ.
Но поэт – в этом его бесспорная заслуга перед дагестанской
культурой – понял и другое: чем глубже познаешь свое, тем ближе и роднее становится
чужое. Только эта глубина самопознания по-настоящему приобщает к общечеловеческим
ценностям, только она формирует специфику без изоляции, уединенность без одиночества.
Умение видеть в своем общечеловеческое, в частном – общее, в маленьком поступке
и даже в слове великое было характерно для всего творчества Р. Гамзатова.
Р. Гамзатов с большим упорством расширял горизонты дагестанской
литературы, стремился к обретению цельного и целостного взгляда на национальную
действительность как органическую и необходимую часть человечества, когда сама национальная
культура осознает себя как средоточие и место встречи разных культур, растет в процессе
их взаимоузнавания. С его именем связан этот одухотворяющий порыв к самоутверждению
в мире («Земля как будто стала шире»). Поэтому так органично сопряжены в его симфонической
партитуре мотив признания в любви и преданности («я Дагестана пес сторожевой»,«все
дороги ведут к Дагестану») и столь же дорогая и востребованная идея сближения части
и целого, доведения подчас до чувственной наглядности и выразительности («шар земной
для меня ты – лицо дорогое, я слезинки твои утираю – не плачь»).
Р. Гамзатов в своих произведениях рассказывает о красоте
жизни, о разнообразии окружающего мира, о том, как живут и трудятся люди. Обладая
большой образовательной ценностью, произведения Р. Гамзатова помогают учителю
формировать нравственно-эстетические качества у школьников, воспитывать у учащихся
умение находить красивое в человеке и стремление самому быть красивым.
2010 год
Мухидинова, Б. Жизненные и творческие уроки Расула Гамзатова в художественно-эстетическом воспитании школьников [Текст]/ Баху
Шамиловна Мухидинова// Известия Дагестанского государственного педагогического
университета. Психолого-педагогические науки.- 2010.- № 2.- С. 52 - 56.
Баху Шамиловна Мухидинова – кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник Дагестанского научно-исследовательского института педагогики
имени А.А. Тахо-Годи
Комментариев нет:
Отправить комментарий