10 июля 2018

ЖИЗНЕННЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ УРОКИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Баху Мухидинова

Важным фактором духовного, эмоционального, художественного развития учащихся является эстетическое воспитание, под которым обычно понимают формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. Особое значение при этом приобретает приобщение учащихся к творческому наследию поэтов и писателей как прошлого, так и настоящего, в частности, к творчеству Расула Гамзатова, стимулирующему эмоционально-образное, художественно-познавательное развитие школьников.

Творческое наследие Р. Гамзатова содержит высокий нравственный идеал общечеловеческих ценностей. Любовь к женщине, матери, любовь ко всему человечеству, желание быть понятым людьми представляют большой простор для развития личности и эстетического воспитания школьников.

В принципиальном споре с новейшим меркантилизмом, с желанием получить выгоду любой ценой, с торжествующей пошлостью в борьбе за душу Дагестана авторитетный голос и моральные, эстетические, этические ориентиры Р. Гамзатова воспринимаются с надеждой на преодоление затянувшейся духовной растерянности.

Мне издавна незримая граница
На каждом открывается шагу.
<…>
Она врасплох двуликого застала,
Два мненья разделила за столом,
И неподкупной совести застава
Стоит на ней между добром и злом.
<…>
Не склонна совесть к никаким уступкам,
И, находясь в дозорной вышине,
Она определяет по поступкам,
Кто, на какой сегодня стороне.

«Пишу, как подсказано совестью мне»,– говорит поэт. Именно совестью, как высшей и неоспоримой ценностью в шкале нравственных предпочтений поэта («а совесть человека выше гор»).

Людские сердца, жаждущие справедливости и честной, эстетичной и этичной жизни, жизни, выверенной совестью и горским намусом, получали: «откровение современного барышника», для которого «толкучка <…> стократ дороже Эрмитажа»; «на свадьбы не ходите вы, поэты», там «золотые дутые браслеты лукавство надевает на слова»; «не верьте лести»; «не к лицу мне ловчего повадки»; «человека от должности освободили» с ударной концовкой «всех выше на свете <…> должность быть человеком на грешной земле». Вслушайтесь в интонацию гражданского беспокойства и безошибочной социальной диагностики, чтобы в полной мере оценить неприятие поэтом «болезней духа» и перерождения «клеток совести людской». Избранные в разговоре об утраченных этических ценностях обличительно-наставительный пафос и императивная банальность достигают смыслового апогея и жесткой откровенности в стихотворении-инвективе «Проклятие»:

Проклятие тем, кто и понятия
Иметь о чести не привык,
Проклятие, мое проклятие
Унизившим родной язык.

Тому проклятье, в ком прозрения
Не знала совесть на веку.
Пусть примет тот мое презрение,
Кто дверь не отпер кунаку.

Это главный эстетический и этический урок Р. Гамзатова, полученный им в наследство от отца и прежних поколений. Это урок горского намуса, совести, которые ему преподали старые горцы:

Они в горах живут высоко
С времен пророка ли, бог весть,
И выше всех вершин Востока
Считают собственную честь.

Р. Гамзатов с детства хорошо усвоил суровые и справедливые уроки гор и горцев, которые «с времен пророка ли, бог весть» жили в Дагестане. Это и уроки восприятия и осмысления красоты горских пейзажей, величия и безмолвия громады гор, дикого, свободного, отчаянного падения горных рек в теснины ущелий, «бурки лесов», «папахи вершин снеговых».

Художественные открытия, эстетические и этические уроки Р. Гамзатова – это возможность подняться над собой изо дня в день, стать лучше, духовнее, чище, справедливее в обращении с окружающими, добрее, задуматься о своем месте в оркестре культур, цивилизаций и народов; они должны подтолкнуть каждого мыслящего дагестанца к самоанализу и самовопрошению и, следовательно, к большому самоуважению. Жизненные и творческие уроки Р. Гамзатова являются основой для эстетического и этического воспитания учащихся, подвигают школьников к творческому поиску и главное – к служению добру и справедливости.

Философия творчества Р. Гамзатова основана на признании того, что без чувства истока («сердце жило всегда <…> в нашем ауле Цада»), без осознания корневой связи («о мой народ, и в радости, и в горе ты – это море, я твоя волна») не может быть полнокровного чувства страны и мира. Эстетическое и патриотическое чувство, осознание того, что ты часть великого, частица Родины, присуще всем талантливым, творческим людям. Можно сказать, что это движущая сила творчества, таланта. Не может быть великого без малого – славу народа, этику и эстетику народа, историю народа, культуру народа, литературу, искусство, совесть и честь народа создают отдельные личности, красивые душой, трудолюбивые, влюбленные в свою страну и в свой народ.

Но поэт – в этом его бесспорная заслуга перед дагестанской культурой – понял и другое: чем глубже познаешь свое, тем ближе и роднее становится чужое. Только эта глубина самопознания по-настоящему приобщает к общечеловеческим ценностям, только она формирует специфику без изоляции, уединенность без одиночества. Умение видеть в своем общечеловеческое, в частном – общее, в маленьком поступке и даже в слове великое было характерно для всего творчества Р. Гамзатова.

Р. Гамзатов с большим упорством расширял горизонты дагестанской литературы, стремился к обретению цельного и целостного взгляда на национальную действительность как органическую и необходимую часть человечества, когда сама национальная культура осознает себя как средоточие и место встречи разных культур, растет в процессе их взаимоузнавания. С его именем связан этот одухотворяющий порыв к самоутверждению в мире («Земля как будто стала шире»). Поэтому так органично сопряжены в его симфонической партитуре мотив признания в любви и преданности («я Дагестана пес сторожевой»,«все дороги ведут к Дагестану») и столь же дорогая и востребованная идея сближения части и целого, доведения подчас до чувственной наглядности и выразительности («шар земной для меня ты – лицо дорогое, я слезинки твои утираю – не плачь»).

Р. Гамзатов в своих произведениях рассказывает о красоте жизни, о разнообразии окружающего мира, о том, как живут и трудятся люди. Обладая большой образовательной ценностью, произведения Р. Гамзатова помогают учителю формировать нравственно-эстетические качества у школьников, воспитывать у учащихся умение находить красивое в человеке и стремление самому быть красивым.
2010 год

Мухидинова, Б. Жизненные и творческие уроки Расула Гамзатова в художественно-эстетическом воспитании школьников [Текст]/ Баху Шамиловна Мухидинова// Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки.- 2010.- № 2.- С. 52 - 56.

Баху Шамиловна Мухидинова – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Дагестанского научно-исследовательского института педагогики имени А.А. Тахо-Годи

Комментариев нет:

Отправить комментарий