25 июля 2018

ВРОВЕНЬ С ВЕКОМ

Борис Фарбер

О Расуле Гамзатове, заинтересовавшем литературную критику более четверти века тому назад, опубликовано немало трудов, и все-таки изложенное в них не дает о нем всестороннего представления. Вместе с тем популярность нашего выдающегося современника вышла далеко за пределы родного края, творчество его стало достоянием миллионов. Это видно из возрастающих с каждым годом тиражей книг поэта, из многочисленных переводов его сочинений на языки соотечественников и народов зарубежных стран. Интересно высказывание С. Наровчатова о месте Р. Гамзатова в поэтическом небосклоне: «В любых сочетаниях, при любой избранности,— пишет автор статьи "Чувство и слово",— имя Расула Гамзатова всегда будет стоять в ряду лучших. Советская поэзия сейчас не мыслится без его стихов, как недавно лишь дагестанская, а в будущем — твердо в это верю — мировая литература».

Вслед за успехом переведенных на русский язык И. Сельвинским и другими видными литераторами стихов, следуя лучшим традициям родной и мировой литературы, поэт ищет свое место в поэтическом хоре.

По верному наблюдению Н. Тихонова, аварский поэт преодолел традиционные формы и образы, подсказанные древним эпосом; по меткому замечанию Л. Озерова, ломка устаревшей формы в ранних опытах поэта была связана с социалистическим содержанием.

Сочетая талант с упорным трудом, Р. Гамзатов занял видное место среди лучших художников слова. Его поэтический почерк четко выделяется в литературе. «Длинной, извилистой,— пишет он,— оказалась тропа моей песни, но я иду по ней, собирая свои цветы для своего букета».

Творчество народного поэта Дагестана близко и дорого советскому читателю. Он обращается к поэзии Р. Гамзатова в дни печали и радости, тревог и покоя, разлук и встреч. Это, вероятно, связано с тем, что подлинное искусство выражает думы и чувства человека, таит в себе его чаяния и надежды.

Слово Р. Гамзатова обладает неизмеримой силой влияния на читателя. В свою очередь помыслы и дела сограждан помогают поэту вникнуть в бытие, найти в нем сущее и должное. Учась у жизни и обучая жить, Р. Гамзатов рисует действительность во всей ее сложности и многогранности. Гражданственность составляет сердцевину его песен.

Р. Гамзатов всегда в гуще жизни. Сочетая обыденное с героическим, повседневное с эпохальным, он приобщает читателя к важнейшим событиям, раскрывает ему их значение. Владея видением мира поэт придал многовековому пандуру звучание, к которому прислушиваются миллионы. Лирическое дыхание каждой строфы передает сокровенные мысли и чувства, связанные с утверждением прекрасного и гармоничного. В каждой песне царит мнение народа; стремления его определены не только содержанием, но и структурой стиха.

В своем творчестве Р. Гамзатов пользуется доступными широким кругам читателей средствами изображения жизни. Рисуя героя во времени и обстоятельствах его формирующих, художник, исходя из задач искусства, мудро охарактеризовал философскую, социальную и эстетическую функцию поэзии:

Поэзия людям нужна повседневно,
Как чарка на свадьбе, как сабля в сраженьи,
Как платье нарядное стройным невестам,
Как солнце горячее всходам весенним.

Это изречение, как и все творчество поэта, свидетельствует о неправомочии деления поэзии на интеллектуальную и прочую. Р. Гамзатов неоднократно подчеркивал, что подлинное искусство — интеллектуально, что оно исходит не из зауми, а из мысли и чувства, оплодотворяющих идею. Рисуя прошлое и настоящее с позиций будущего, поэт способствует его приближению. Художник-жизнелюбец раскрывает красоту родного края, деяния его тружеников, связанные с идеалом, начертанным гениальными учителями человечества.

Внимательно и любовно следил за творческими успехами собрата по перу С. Маршак. Он радовался тому, что дагестанский орел «набирает все большую высоту поэтической мысли, не теряя конкретности, теплоты — той душевной щедрости, которой отмечены стихи истинных поэтов». Он слышит в песнях Р. Гамзатова слаженный хор братской семьи Страны гор, где «бережно хранятся древние традиции, но где воспитанные революцией поколения преодолевают предрассудки старины». С. Маршак обращает внимание читателя на то, что поэт, владея в совершенстве мастерством, рисует человека «не с лица», «а как бы изнутри», что в его афористическом стихе смех и слезы всегда рядом, живут «в обнимку». Он отметил также, что гуманистическая мысль поэта питает его чувство, которое не остается перед ней в долгу.

Советская действительность — источник замыслов и вдохновения Р. Гамзатова. Рисуя картины зарубежной жизни, он никогда не забывает об Отчизне, определяющей судьбы всего мира. Исходя из того, что от Кремля начинается земля, поэт выполняет свой сыновний долг перед Дагестаном. «Две матери у моего народа, у моей маленькой страны, у каждой из моих книг. Первая мать — родной Дагестан. Здесь я родился, здесь я впервые услышал родную речь, научился ей, и она вошла в мою плоть и кровь. Здесь я впервые услышал родные песни и первую песню спел сам. Здесь я впервые ощутил вкус воды и хлеба. Сколько бы раз ни поранился я в детстве, карабкаясь по острым камням, воды и травы родной земли залечили все мои раны... Моя вторая мать— великая Россия, моя вторая мать — Москва. Воспитала, окрылила, вывела на широкий путь, показала неоглядные горизонты, показала весь мир. Перед обеими матерями я в сыновнем долгу... Как орел во время полета не знает, которое крыло из двух ему нужнее и дороже, так не знаю и я, которая мать дороже мне».

Р. Гамзатов — не созерцатель, а народный водитель и народный слуга. Незаметно для читателя он ведет его за собой, становится его незаменимым другом и советчиком. Поэт помогает молодому поколению выбрать правильный взгляд на жизнь, преодолевать трудности, решать сложные задачи современности. Он подсказывает читателю, чего следует гнушаться и что любить, призывает его стоять на страже завоеваний Октября. Уже поэма «Год моего рождения», удостоенная Государственной премии, убедила читателя в творческой зрелости его автора. К. Султанов обоснованно назвал это произведение поэтической повестью о рождении Советского Дагестана. В поэме изображена судьба горцев на поворотном этапе их исторического развития. В ней автор, удачно сочетая лирику с эпосом, искусно переплетая в его ткани сюжетные и внесюжетные линии, умело оперируя этнографическими зарисовками и фольклором, достиг созвучия всех компонентов поэмы в изображении событий и героев.

Уже в экспозиции поэмы заметно показано расслоение аула. Противопоставив в нем антагонистические силы, автор, пользуясь доступными ему в то время художественными средствами, показал, что классовая борьба в Дагестане вступила в решающую фазу:

В те дни у коммунистов на рубахах
Горели пятна крови свежих ран,
В те дни в лесах Гуниба и Ахваха
Шли в смертный бой отряды партизан.

Али не забудет, что за его и всенародное счастье боролись плечом к плечу трудовые люди всей нашей многонациональной Отчизны, что родной по крови и враг по политическому лагерю Жахбар предательски умертвил его дядю-партизана. До последнего вздоха он будет гордиться тем, что имя ему дано в честь борца, погибшего за торжество ленинизма. В повествовании о героях гражданской войны слышен голос народа. Сочетая торжественный синтаксис с разговорной интонацией, поэт нашел исключительно правильный стиль, отвечающий его замыслу.

Из задушевных бесед автора с читателем, философских раздумий и лирических отступлений, из вмонтированных в текст поэмы песен четко вырисовывается облик коммунаров, решивших исход гражданской войны. Им посвящены незабываемые строки, обобщающие смысл произведения:

Как счастлив я, что в вихре бурных дней
Ты шел путем прямым, хоть и тернистым,
Что был ты настоящим коммунистом
В час испытанья твердости твоей.

Видное место в поэме занимает песня, органически входящая в ткань повествования. В ней выражена патетика и лирическая струя времени. Об этом критик В. Огнев пишет: «Поэма отмечена богатством лирических характеристик, она очень музыкальна. и песня матери героя, ждущей мужа из похода, партизанская песня, колыбельные песни о Дингир-Дангарчу, об Али вошли в нее органично без видимых глазу "швов". Песня в общей ткани поэмы не выглядит инкрустацией, инородным жанром...».

Значительную роль в поэме играют детали, помогающие оттенить наиболее значимое, раскрыть психологию каждого персонажа. Разнообразны краски гамзатовской палитры. Их игре способствуют разновидные лирические и строфические построения, введенные впервые автором в родную поэзию. Время отложило отпечаток на трактовку исторических личностей, выведенных в поэме, оно и помогло поэту прийти к реальному осмыслению роли личности в истории.

Тема «Народ и искусство» не сходит со страниц сочинений Р. Гамзатова. В произведении «Разговор с отцом», получившем высокую оценку критики, тема эта дана в широком развороте и верной трактовке. А. Фадеев писал автору, что «большая мысль об источниках и характере нашей поэзии выражена в ней истинно поэтически». Неоспоримое достоинство этого своеобразного литературного манифеста заключается в том, что его автор видит в народе единственного законодателя искусства. Эта мысль нашла свое полноценное художественное выражение в книге Р. Гамзатова «Мой Дагестан».

Пейзаж, открывающий поэму «Разговор с отцом», вводит читателя в благословенный край, преображенный социалистической новью. Соплеменники, к которым поэт обратился за мудрым. советом, помогают ему сделать нужные выводы из книги жизни. Убеленные сединой и умудренные опытом напоминают ему, что вдохновение и труд — родные сестры, что талант бесплоден, если он не служит интересам общества. Аульчане рекомендуют ему не соблазняться проторенной дорогой, сохранить индивидуальность среди мастеров искусств. Каждый образ, подчеркивают они поэту, должен быть насыщен глубокой мыслью, зовущей к созиданию материальных и духовных ценностей. Соотечественники напоминают ему, что только взлелеянная народом идея способствует «равенству дара души и глагола». Аналогичное, вспоминает Р. Гамзатов, говорил ему и основоположник аварской литературы, достигший в своем творчестве подлинной народности Гамзат Цадаса.

Вызванный творческим воображением поэта, Цадаса напоминает сыну, что нет литературы вне времени и пространства, вне сложной и непримиримой идейной борьбы, вызванной столкновением двух враждебных миров. Он также подсказывает ему, что творчество, являющееся концентрацией духовной жизни писателя, взволнует другие народы лишь тогда, когда оно будет признано соотечественниками. Цадаса утверждает, что в поэзии должны быть выражены в единстве гражданские, этические и художественные критерии. Заинтересованный глубокими и верными мыслями, выраженными в произведении «Разговор с отцом», А. Фадеев одобрил способы изложения: «В такой поэме,— писал он автору,— Вы имели право вызвать живую тень отца Вашего, и это трогает до слез. Последняя шестая глава поэмы достойно завершает ее прекрасным образом дремлющих в Вас стихов, которым пора за работу, и они вот-вот проснутся. Образ этот так естественно и гармонично вытекает из данных Вами столь поэтично, выпукло и нежно картин-образов пробуждающейся природы. И, наконец, поэтическая работа как путь в дорогу без отдыха и возвращения — это очень хорошо».

Выдающийся писатель и критик советовал Р. Гамзатову сжать произведение, устранить из него длинноты, чтобы не было в нем ничего лишнего. И с каждой новой книгой, новым произведением поэт совершенствует свое мастерство, оттачивает свой талант.

Требовательность Р. Гамзатова к себе, привитая ему еще отцом, возрастает в соответствии с ростом его популярности. Он безжалостно удаляет из новых изданий незрелые стихи, исправляет допущенные им промахи в оценке событий и героев. Так происходит с образом Шамиля в поэме «В горах мое сердце», он стремится показать реальные черты Шамиля, воссоздать его роль в истории освободительной борьбы горцев. Поэт напоминает, что в минувшем веке передовые русские люди сочувствовали горцам в их борьбе за «святую волю». Р. Гамзатов — непревзойденный исследователь и историк своего народа. Он называет имена сынов России, которых за это преследовал царизм. Он восторгается родиной ленинизма, протянувшей дружескую руку народам Дагестана, оказавшей им братскую помощь в преодолении трудностей в борьбе с фашизмом и в строительстве социализма. Поэт подчеркивает, что Дагестан, равный среди равных в семье советских республик, достойно охраняет завоевания Октября, шагает в ногу со всеми народами СССР:

С незапамятных пор, замурованный в камень,
Мой народ, был ты беден, и дик, и забит.
Но теперь, окруженный своими друзьями,
Защищен ты надежно от бед и обид.

И с другими в ряду ты готов, если нужно,
Кровь пролить за друзей, в единенье влюблен.
Непреложный закон человеческой дружбы —
Самый мудрый на этой планете закон.

А.С. Пушкин был убежден, что история принадлежит поэту. И читатель знает, что Р. Гамзатову по плечу эпопея об многовековой борьбе горцев за свою свободу и независимость. В книге «Мой Дагестан» хорошо выражен «социальный заказ» его со-племенников: «Вот ты,— обращаются они к поэту,— и расскажи о нас — нам самим и другим людям, живущим по всей земле. В течение веков писали нашу историю кинжалы и сабли. Переведи на язык людей эти письмена. Если ты, родившийся в ауле Цада, не сделаешь этого, никто не сделает за тебя...».

Значительное место по своей художественной значимости, социальному накалу, актуальности занимает в творчестве Р. Гамзатова поэма «Горянка», получившая свое второе и третье рождение в театральных спектаклях — драме, опере, балете. Воспет пленительный образ горянки, труженицы гор, раскрепощенной Великой Октябрьской социалистической революцией. Жизнь подтвердила актуальность темы, познавательное и воспитательное значение произведения. Положенное в основу либретто балета, оно завоевало сердца ценителей хореографического искусства, переложенное на язык драмы, оно вызвало восторг зрителей. «В этой поэме,— пишет Н. Тихонов,— много доброго. Она по-настоящему лирична, вы дышите воздухом, высот, этим прозрачным, свежим потоком, доносящим голубой холод ледяных вершин, слышите горное эхо, шум косматых горных рек, видите каменистые крутые тропы. Но сильней всего вы ощущаете красоту и прелесть девушек и женщин. Поэма еще хороша и тем, что будучи по-настоящему романтичной, она снимает с темы всякие ложные прикрасы, она ничего не прихорашивает, ничего не скрывает».

Широк и благословен путь дочери гор, но не каждая из них может по нему шагать. Еще живут в некоторых аулах предрассудки, унаследованные от обветшалого прошлого. Асият, обогащенная духовно школой, комсомолом, стремится занять достойное место в рядах преобразователей родного края. Она мечтает стать учительницей, учить детей своих односельчан. Но родители по-иному решили ее судьбу. Отец ее за чаркой вина опрометчиво дал слово соседу породниться с ним. Боясь стать посмешищем отсталых аульчан, Али, вопреки разуму, старается уговорами и угрозами склонить дочь выйти замуж за ненавистного ей Османа. Не для того Асият окончила десять классов, чтобы подчиниться адатам, не для того она вступила в комсомол, чтобы стать рабыней тунеядца и развратника. Замужество подруги ее Супойнат было для нее убедительным примером. Асият тяжело причинить боль родителям, но ей уже не перечеркнуть то, что родилось и окрепло в ней под влиянием нового, школы, комсомола, любимых учителей, то что порождено жизнью, действительностью. На уговоры и угрозы матери она решительно отвечает:

Пусть в дом к нам придут хоть с арканом
Дружки жениховские, мать,
Но знай, что в четверг аульчанам
На свадьбе моей не плясать.

Разделяя горе любимой дочери, Али все же не в силах преодолеть унаследованные им предрассудки. Он проклинает непокорную дочь. И даже заносит над нею кинжал, но рука горца уже непослушна обанкротившейся морали:

Петляла спиралью дорога,
Взошла над горами луна.
Лежал во дворе у порога,
Сверкая, кинжал чабана.

Сопоставив судьбы Асият и Супойнат, поэт призывает их сверстниц следовать по пути первой, чтобы избежать трагедии второй. М. Иофьев и К. Султанов не без основания отметили, что вторая часть поэмы уступает первой по психологической аргументации, типизации. Они подчеркнули, что финал произведения мелодраматичен.

«Горянка» прочно вошла в сокровищницу многонациональной советской культуры, вызвала интерес к поэме и за рубежом. Советская общественность, критика дали высокую оценку поэме. Глубокий анализ ее был горячо и с благодарностью воспринят поэтом. Что весьма характерно для Р. Гамзатова вообще.

Поэт, выступая в печати и с трибуны съездов писателей, требует от критики всестороннего и объективного анализа его художественных произведений, памятуя, что, поэт дает понять это и критикам, еще В.Г. Белинский, резюмируя мысли о назначении критики, писал, что цель ее не в том, чтобы провозгласить писателя великим талантом или гением: это скорее дело общественного мнения, чем критики. Дело критики — привести в сознание путем анализа общественное мнение и показать значение, смысл таланта или гения, определить тот жизненный элемент, который составляет исключительное свойство его произведений и которым он обогатил родную литературу и жизнь своего общества. Творчество Р. Гамзатова, не нуждающегося ни в чьей благосклонности, ждет своего исследователя.

Советская общественность восторженно приняла книгу поэта «Высокие звезды», посвященную проблемам войны и мира, дружбы и любви, взаимосвязям национального и интернационального в искусстве и жизни. В этой книге раскрыты противоречия эпохи и ее целеустремленность. Автор воспел в ней путеводные звезды, сформировавшиеся в толще народных масс, направил читателя по их пути. Размышление о роли человека на земле выражено Р. Гамзатовым во введении к сборнику:

...Люблю, и радуюсь, и стражду,
И день свой каждый пью до дна,
И снова ощущаю жажду,
И в том повинна жизнь одна.

Пускай покину мир однажды
Я, жажды в нем не утоля,
Но людям жаждать этой жажды,
Покуда вертится земля.

Жизнь нашего современника предстает в «Высоких звездах» в характерных для времени ситуациях. Мысли, переживания и настроения героя, занятого собой и судьбой мира, заставляют читателя проверить пройденный им этап, чтобы увереннее шагать в будущее. Р. Гамзатов напоминает соотечественникам, что во всех коллизиях современности он прежде всего полпред советской земли, несущей человечеству социальный прогресс, мир, демократию, свободу, равенство.

И за отеческим пределом
Достойно, кажется, всегда
Я представлял державу в целом —
Кавказец родом из Цада.

В. Огнев видит пафос книги «Высокие звезды» в связи частного с общечеловеческими идеалами. Многочисленные детали в изображении личности и общества способствуют этому. Всепокорящую силу народности стихов этой книги, как и всего творчества, верно охарактеризовал С. Наровчатов: «По пальцам можно пересчитать поэтов такого размаха, с таким видением мира... На днях вышла новая книга поэта "Высокие звезды". Без сомнения, и она разойдется так же быстро, как его прежние книги. Когда я читал ее, меня попеременно волновали противоположные чувства. Порой я не мог удержать улыбку, а порой слезы навертывались на глаза. И не скрою — иногда овладевало мной чувство хорошей зависти. Той зависти, которая возбуждает соревнование, заставляет руку тянуться за карандашом и лихорадочно исписывать листок за листком».

Как и многие древние народы, дагестанцы запечатлели свою историю в фольклоре и письменах. Интерпретированные Р. Гамзатовым надписи на скалах, клинках, музыкальных инструментах — изумительные афоризмы характеризуют славный путь, пройденный Страной гор. Письмена передают образ мыслей и чувств горцев, их жизнеутверждающий пафос. В устах гениального поэта эти древние крупицы засверкали всеми цветами радуги. В сборнике «Письмена» трудно отделить заимствованное у народа от созданного самим поэтом. Критик Н. Капиева отметила, что в этом сборнике малыми литературными формами выражены замечательные и глубокие идеи. Здесь и дерзновенная удаль, искрометный юмор и спокойная народная мудрость. И это дает Р. Гамзатову полное основание заявить о себе:

Много чувств бурлит в моей груди,
До сих пор ни с кем не разделенных,
Слов немало спит в моей груди,
Лучше слов уже произнесенных!

Выросший на зависть всем цветам
Дорогой цветок держу под спудом,
Золото, что я еще раздам,
Прячу в тайниках своих покуда.

В статье «Новое в жизни и новое в литературе» А. Назаревич, отмечая высокое мастерство Гамзатова-поэта, приходит к выводу, что на определенном этапе художественная публицистика становится основным жанром Р. Гамзатова: «Очень симптоматично,— пишет критик,— что в наши дни поэт не может уже жить одним только всепоглощающим жанром поэзии, а обращается к новому жанру. Накал времени и острое чувство современности пылают в нем не менее, а может быть, даже более ярким огнем, чем в поэзии. Проза Р. Гамзатова — прекрасное звено в его творчестве, однако следует учесть, что только в поэзии художник "одним словом живо и полно представляет то, чего без него не высказать в десяти книгах"».

Р. Гамзатов шагает вровень с веком. Обнаружив творческое начало в великих деяниях советского народа, поэт старается показать силу его неизмеримого гения. Заняв должное место в поступательном движении миллионов к прекрасному будущему, народный поэт Дагестана, как и другие великие мастера, вошедшие в историю мировой культуры, чутко прислушивается к голосу своего современника.
1976 год

Фарбер, Б. Вровень с веком [Текст]: Эссе о творчестве Расула Гамзатовича Гамзатова (1923 – 2003)/ Борис Соломонович Фарбер// Расул Гамзатов – поэт и гражданин: Сборник/ Составитель и ответственный редактор Камал Ибрагимович Абуков.- Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1976.- С. 72-81.

Борис Соломонович Фарбер – кандидат филологических наук

Комментариев нет:

Отправить комментарий