Марьям Сулейманова
Особого внимания заслуживает речь Расула Гамзатова
«Конституция горца», произнесенная им на Международном конгрессе, проходившем в
Махачкале в апреле 1997 года. Само название выступления указывает на свод
неписаных законов, являющихся ключевыми в формировании менталитета горцев. Поэт
уточняет: «Я имею в виду не официальную Конституцию, разработанную Верховным
Советом, а нравственную, духовную конституцию народов Дагестана, выработанную
веками. У нас одна многовековая неписаная духовная конституция, которую обязаны
были соблюдать народы Дагестана, которая так же, как Коран, не подлежит замене,
не допускает изменений и дополнений, которая прошла испытание временем. Это
законы долга и достоинства, принципы неделимости и незыблемости Дагестана».
Заголовок речи отражает поведенческий и
морально-нравственный облик горца как исторически сложившийся этноментальный
факт. В отличие от Конституции, утверждаемой властью и часто подвергаемой
изменениям и дополнениям в угоду временным интересам и политической
целесообразности на определенных этапах исторического развития страны,
неписаная духовная конституция горца незыблема. Она складывалась веками,
обеспечивая самосохранение народа как самостоятельного этноса со своей
внутренней культурой.
Через всю речь Расула Гамзатова проходит мысль о проблеме
сохранения сущностного начала Дагестана, его самобытного характера. Необходимым
условием сохранения этноментального своеобразия дагестанского народа является
строгое соблюдение конституции горца, поскольку она вобрала в себя жизненный
опыт и этикет многих поколений. Как мы уже подчеркивали, в отличие от основного
закона, принимаемого на высшем уровне политической власти, конституция горца –
неизменный, незыблемый свод законов (константа), так как отражает устоявшуюся
нравственную, духовную культуру и менталитет народов Дагестана. Законы морали,
нравственности, этики, являющиеся уставом самоорганизации личности и общества,
строго контролируют поведение горца.
Расул Гамзатов выделяет в «Конституции горца» семь
статей: 1) Мужчина; 2) Женщина; 3) Дети; 4) Память; 5) Дружба; 6) Гость,
гостеприимство; 7) Сосед, добрососедство. Но основой, базой всех семи статей
является истина и любовь к родине. «Мы жаждем правды, но правдиво лишь
нелукавое слово. Горцы же в радостях и горестях, в любви и гневе не лукавят»,–
так начинает свою речь Расул Гамзатов. Прямодушие, честность, неспособность ко
лжи и лицемерию отмечаются им как наиболее важные этноментальные черты
характера горца. Расул Гамзатов во многих произведениях подчеркивал, что
основой сохранения самобытности и своеобразия любого народа является его язык и
культура. В речи на конгрессе к этим двум основополагающим факторам прибавлена
и религия, что естественно, ибо вера, религиозное сознание, религиозная
идеология накладывают своеобразный отпечаток на судьбу народа, его быт и жизнь,
на его традиционный уклад. Расул Гамзатов воздает должное религии дагестанцев
за то, что она помогла сохранить лицо Дагестана. По убеждению народного поэта,
не менее важным фактором формирования этноментального своеобразия горцев
является адат народа, «закон долга и достоинства» дагестанцев. Адат, как и
культура народа, его язык и религия, формировался веками. Духовная литература
Дагестана отражает процесс формирования и упрочения адата народа. Как отмечает
К И. Абуков, ссылаясь на труд профессора С.М. Хайбуллаева «Духовная
литература аварцев» (Махачкала, 1998), «литература адата – это поведенческая
конституция, этическое воздействие которой вневременно. Ее без преувеличения
можно назвать Сводом вечных истин».
Первая из семи статей «Конституции горца» называется
«Мужчина». В этой статье подчеркнуто основное достоинство горца: отвага,
мужество. Суть первой статьи передана афоризмом: «Кинжал должен быть острым, а
мужчина должен быть мужественным».
Расул Гамзатов не считает необходимым разъяснять данную
статью. На самом деле, стоит ли дагестанцам, знающим историю своего края,
дотошно объяснять, что такое мужество и каким должен быть мужчина? Вся история
Дагестана представляет собой непрерывную борьбу против иноземных завоевателей
во имя защиты своего отечества и сохранения свободы, за право жить по горским
законам, за сохранение своего языка, веры, культуры, уклада жизни. А их
невозможно отстоять без мужества и отваги. Эти качества прививают горцу с
раннего детства, готовя его к защите своей родины. Мужество должно быть
направлено на достижение благородных целей, оно должно быть разумным,
мотивированным. Расул Гамзатов убежден, что истинное мужество не преследует
корыстных целей, оно в корне отличается от показушной бравады.
Вторая статья Конституции горца – «Женщина» –
сопровождается кратким комментарием. Основная мысль статьи выражена в
утверждении: «Мерилом человеческого достоинства для мужчины является его
отношение к женщине». Если к мужчине-горцу автор подходит со всей строгостью,
уточняя критерии, которым тот должен соответствовать, то к женщине он не
предъявляет никаких требований, кроме одного: она должна быть прекрасной.
Горский этикет аварского поэта зиждется на почитании женщины, на уважении ее
человеческого достоинства. Нравственный облик женщины – ее моральная высота,
счастье, красота, смысл жизни – всецело зависят от мужчины и им определяются –
таково, на наш взгляд, жизненное кредо поэта и мужчины Расула Гамзатова.
Третье место в Конституции горца занимает статья «Дети».
Крайнюю обеспокоенность и тревогу вызывают у Расула Гамзатова вопросы будущего
подрастающего поколения, проблема матери и ребенка в жестоких условиях
современного мира. Автор выражает тревогу не только за будущее детей
дагестанского народа, но и всего мира, всей цивилизации. Во имя спасения и
сохранения будущего поэт взывает к мудрости взрослых, ведь именно они должны
стать достойным образцом для подрастающего поколения, поскольку «разум и совет
старших» всегда были проводником в жизнь для последующих поколений всех времен
и народов, для всех «певцов и борцов».
В четвертой статье Конституции горца «Память» автор
поднимает не менее важный и актуальный вопрос современности: истинное знание
истории своего героического народа и память о ней. Эта статья носит самый
развернутый характер, поскольку в советский период наблюдалась определенная
тенденция лишать малочисленные народы исторической памяти, превращая их в
манкуртов, не помнящих своего рода и племени. Расул Гамзатов констатирует, что
древняя история нашего народа не находит отражения в современной
действительности. Он приходит к неутешительному выводу: «Такое впечатление, что
Дагестан впервые появился только в 1917 году. <…> Разве у нас не было до революции
борцов и певцов? Разве у нас не было войн, кроме гражданской и отечественной?
Неужели нашему подвигу, нашей славе, нашей культуре – только 75 лет?» Такая
примитивная и однобокая политика власти и ее идеология привели к утрате связи
времен, поколений, традиций.
Пятую, шестую и седьмую статьи Конституции горца –
«Дружба», «Гость, гостеприимство», «Сосед, добрососедство» – Расул Гамзатов
объединяет воедино, объясняя это тем, что «эти три статьи взаимосвязаны».
Завет отцов «Берегите друзей, опасайтесь потерять их»
поэт дополняет: берегите «гостей и соседей». Причем автор имеет в виду не
только соседей в узком смысле этого слова, а соседей – республики и страны.
Особо внимание Расул Гамзатов уделяет проблеме
взаимоотношения Дагестана и России: «Этот вопрос является одним из
основополагающих, когда речь идет о нашем прошлом, настоящем и будущем.
Известно, что в прошлом Россия не с цветами и песнями пришла к нам. Двуглавый
орел, который опять появился на гербе Российского государства, как отъявленный
хищник свирепствовал в лесах, в горах, в аулах Чечни и Дагестана».
Поэт не обходит острые вопросы лицемерным молчанием. Оно,
как и рабское пресмыкательство, чуждо гордому духу великого дагестанца Расула
Гамзатова. Известно, что правда всегда требует от человека мужества. Вспомним
еще раз первую фразу, прозвучавшую в выступлении поэта на конгрессе: «Мы жаждем
правды, но правдиво лишь нелукавое слово». Это «нелукавое слово» часто бывает
нелицеприятным, и оно никогда не звучит из уст труса. В то же время Расул
Гамзатов не противопоставляет Дагестан России. По справедливому утверждению
Р.Р. Алиевой, «<…> между разными народами, разными культурами доверительный,
уважительный диалог возможен и естественен, если в него не вмешиваются такие
социальные явления, как войны, различные политические амбиции, а он базируется
на проверенных веками высоких общечеловеческих нравственных ценностях». Таким
образом, «Конституция горца» Расула Гамзатова состоит из семи статей, в которых
автор подчеркивает основные этноментальные качества и свойства кавказских
горцев. По убеждению поэта, культура каждого народа несет в себе
концентрированное содержание его этноментальной специфики.
2017 год
Сулейманова, М. «Конституция горца» Р. Гамзатова: этноментальный аспект [Текст]/Марьям Саидовна Сулейманова// Известия
Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные
науки.- 2017.- № 2.- С. 76 - 79.
Марьям Саидовна Сулейманова – кандидат филологических наук,
доцент кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета
Комментариев нет:
Отправить комментарий