14 июля 2018

ТАЙНА БОЛЬШОГО ПОЭТА

Саид Чахкиев

Первое мое знакомство с Расулом Гамзатовым состоялось в начале шестидесятых годов прошлого столетия. Я был студентом Литературного института; со мной учились ребята из Дагестана, и Расул Гамзатов, нельзя сказать часто, но изредка приходил в наш вуз, чтобы проведать своих земляков, поддержать их и морально, а порою и материально. Я по-хорошему завидовал своим дагестанским коллегам. Перед Расулом, что и говорить, я робел, но он был настолько прост и естествен, что я, общаясь с ним, совершенно забывал о своих волнениях.

Расул Гамзатов не болел звездной болезнью. Несмотря на то что являлся крупнейшим, одним из ведущих поэтов Союза ССР, занимал большие государственные должности, он производил впечатление самого что ни на есть обыкновенного человека. Не было в нем ни на йоту заносчивости, высокомерия: он был мудр, весел, доброжелателен и доступен.

Как-то летом, спустя уже годы после окончания литинститута, я приехал в Махачкалу к своему другу, поэту и драматургу Таймазу Аслановну. Приехать в Дагестан и не повидаться с Расулом – этого я не мог допустить. Расул был в хорошем настроении.

Я по-братски обнял его, расспросил о здоровье, ответил на все интересующие его вопросы. Он подарил мне с автографом «Моему дорогому Саиду – с любовью» свою знаменитую книгу «Мой Дагестан», красочно изданную в издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». В беседе я затронул тему, которая давно волновала меня. Было бы неплохо, сказал я, создать литературную газету для писателей Северного Кавказа. Она могла бы стать очень интересной: самобытной, содержательной, многокрасочной; могла бы помочь теснее сплотить писателей Юга России. По ответу Расула Гамзатова я понял, что он уже давно вынашивает эту идею.

Связь моя с Расулом Гамзатовым не прерывалась даже в тяжелое смутное время, когда локальные войны, религиозный фанатизм и межнациональные конфликты ввергли народы Кавказа в пучину отчаяния и смятения.

Но жизнь есть жизнь. Войны кончаются. Конфликты затухают. Человек подобен природе: после ненастной ночи обычно наступает ясное утро; так проходит время: боль утихает, обиды стираются, и он светлеет сердцем, добреет душой. И вновь вокруг воцаряются мир и спокойствие.

О Расуле Гамзатове можно говорить много. Для этого не хватит ни бумаги, ни чернил.
2006 год

Чахкиев, С. Тайна большого поэта [Текст]: О встречах с Расулом Гамзатовичем Гамзатовым (1923 - 2003)/ Саид Идрисович Чахкиев [1938 – 2008]// Литературная Россия.- 2006.- № 28.

Саид Идрисович Чахкиев (1938 – 2008) – народный писатель Чечено-Ингушской АССР, общественный деятель

Комментариев нет:

Отправить комментарий