26 июля 2018

СВЕРКАЮЩИЙ ТАЛАНТ

Георгий Цицишвили

Все, что связано с понятиями — Дагестан и леки (а собирательным именем «леки» в Грузии называют дагестанские народы вообще), всегда вызывало у грузин особые ассоциации — это заряд какой-то особой воспламеняющей эмоциональности, это синоним отваги и мужества. Понятия Дагестан и леки для грузин всегда были высокими символами. Грузинский народ всегда восхищался легендарным дагестанским краем и его сынами, в образах которых воплощены смелость, сила, благородство, лаконичность слова и мысли, верность долгу и родине! Еще более тесными и дружескими грузино-дагестанские связи стали после того, как оба народа объединились в единое российское государство и особенно в великую Советскую державу, первое в мире социалистическое государство, страну освобожденного труда, в братскую семью равноправных народов. Но (что греха таить!) мы были мало осведомлены обо всем том, что связано с национальной культурой и литературой дагестанских народов. Правда, в Грузии высоко ценили творчество Гамзата Цадасы и Сулеймана Стальского, знали и о Махмуде из Кахаб-Росо и о некоторых других, но почему-то предполагали, что дагестанская поэзия вскормлена богатой устной (ашугской) поэзией горцев, а вот о возможностях подлинно индивидуального и подлинно поэтического творчества знали мало. Эти возможности нам открылись позже, когда засверкал необычайно яркий талант Расула Гамзатова, который для грузинского читателя явился своеобразным открытием Дагестана, открытием его поэтической натуры, его поэтической потенции. И в Грузии были восхищены, очарованы.

Честно говоря, до этого в Грузии мало кто предполагал, что у наших ближайших соседей такой изумительный сверкающий поэтический талант. Об этом впервые мы узнали, когда в Грузию неожиданно приехал в ту пору еще неизвестный молодой поэт Расул Гамзатов. Несколько опубликованных стихов, несколько поэтических вечеров — и грузинская общественность вдруг увидела, как взмыл в самую высь могучий орел поэзии. Грузинскому читателю сразу полюбилась и стала родной его расцвеченная изумительным колоритом и захватывающая дух поэзия.

Можно сказать, что всесоюзная слава Расула Гамзатова родилась и началась с Грузии. И это не случайно, историко-географическая близость наших народов породила и нашу духовную близость, вызвала перекличку наших сердец, наших поэтов, благословила их братство. Весь седой, гордый, многоликий и многоязычный Кавказ — праотец грузинского и дагестанского народов. Именно с него берут начало наши родники и реки, из которых мы пьем.

Сегодня Расул Гамзатов — один из замечательнейших поэтов нашей многонациональной и многоязычной советской поэзии, поэт с собственным голосом и собственным видением явлений. Его сверкающий талант и его «главная» тема одинаково близки нам: его голос — зов души современного человека, его тема — неповторимость сегодняшнего дня. Да, поэзия Расула Гамзатова заново открыла для нас Дагестан, и не только открыла, позволила заглянуть в такие тайники его сокровищниц, куда ступить нам еще не удавалось, войти в его глубокие ущелья, подняться на скалы и до конца понять чистое сердце дагестанского народа. Она не только дала увидеть все это, но и заставила полюбить, еще больше сблизила и породнила. Полнокровная по жизненности затронутых в ней проблем, глубокая и мудрая, согретая истинным поэтическим огнем, озаренная волшебным светом, красотой, полная страсти, постоянного внутреннего горения — вот что такое поэзия Расула Гамзатова, зажигающая и влекущая за собой.

Давно известно, что вкрапление в стих пустых, бессодержательных (пусть и филигранно оструганных), не задевающих сердце, а просто срывающихся с языка (пусть и красивых) слов — не только не создают поэзию, но убивают ее. И к чести Расула Гамзатова надо сказать, что он никогда не сочинял пустые и бессодержательные стихи, стихи — звонкие бубенчики, лишь для того, чтобы зазвенеть и обратить на себя внимание! Его поэзия, первым долгом, это поэзия глубокой мысли, благородных чувств, гражданского пафоса. Она по-настоящему задушевна, проникновенно лирична и поэтична. Даже самое маленькое по объему стихотворение Р. Гамзатова по-настоящему сюжетно. Все его произведения по большому счету содержательны. Это и есть основа его эпичности; органичное сочетание лиричности и эпичности — отличительная черта его высокого поэтического дара.

Кто так глубоко и по-настоящему поймет сына гор, как не человек, взращенный и защищенный горами? Ведь грузины тоже горцы. Ведь именно горы спасли грузинский народ от кровавых полчищ греков и римлян, византийцев и арабов, турок и персов, от истребления, покорения, рабства. Да, горы Кавказа вскормили в грузинах и дагестанцах свободолюбие, гордость, независимость, бесстрашие.

Расула Гамзатова роднит с нами многое. Бессмертно имя его отца, блестящего поэта и просветителя Гамзата Цадасы, большого друга грузинских писателей. Его знают в Грузии повсеместно. Нас сближает самобытная народная поэзия, ибо народно-поэтическое творчество народов Дагестана очень близко грузинскому фольклору. Нас объединяет любовь к великой русской литературе и искусству, которые оплодотворили и обогатили наши национальные литературы. У наших братских литератур много общих полнокровных замыслов, идей, образов, которые сверкают в венцах современной грузинской и дагестанской поэзии.

Блестящие стихи Расула Гамзатова, вышедшие многими сборниками и обошедшие весь мир, его лирические стихотворения и эпические произведения — это высокие образцы литературы социалистического реализма. Сегодня много говорят о западной и восточной культурах. Действительно, разница между Востоком и Западом была, есть, и, наверное, впредь тоже будет. Бесспорно, есть традиции, более свойственные восточным литературам, и есть традиции, носителем которых выступает Запад. Но каждый большой поэт, в какой бы эпохе он ни жил, является синтезом этих традиций, и в его творчестве обязательно видны черты, свойственные и Западу и Востоку, потому что мир человека неделим, а подлинный талант не знает границ. Поэзия Расула Гамзатова представляется именно таким синтезом, таким органичным сплавом Востока и Запада. В ней отчетливо проступают мудрость, афористичность, образность, цветистость Востока и рационализм, стремительность, масштабность, мятежность Запада. И не только это, в поэзии Расула Гамзатова налицо и основные черты советской литературы — подлинная народность, осознанная партийность, высокая идейность, которые возвышают, венчают его вдохновенную, жизненно правдивую, остро современную поэзию. Не только синтез Востока и Запада, но и синтез классики и современности отличает поэзию Расула Гамзатова.

Но счастье, что любви наград не надо,
Любовь, она сама и есть награда —
со свойственной ему афористичностью говорит поэт. И правда, та любовь, которую он раскрыл для других, так же, как и та любовь, которой проникся к нему самому наш многонациональный советский народ,— это лучшая награда и высшая оценка творчества одного из крупнейших мастеров современного поэтического слова, выдающегося деятеля многонациональной советской литературы Расула Гамзатовича Гамзатова.
1973 год

Цицишвили, Г. Сверкающий талант [Текст]: Эссе о творчестве Расула Гамзатовича Гамзатова (1923 – 2003)/ Георгий Шалвович Цицишвили [1921/1922 – 2005]// Литературная Грузия.- 1973.- № 10.

Георгий Шалвович Цицишвили (1921/1922 – 2005) – писатель, действительный член Академии наук Грузии

Комментариев нет:

Отправить комментарий