29 июля 2018

ДАГЕСТАН РАСУЛА — И МОЙ ДАГЕСТАН

Геннадий Волков

Передо мной книга лирических стихов Расула Гамзатова на чувашском языке. Книгу оформлял «кавказский» художник — чуваш, получивший образование в Тбилиси,— Элли Юрьев. Знают ли об этой необычной книге в Дагестане? Оригинален портрет Расула Гамзатова, поэта, просветителя, философа. Первый рисунок: горы Дагестана рядом с лесами чувашскими, национальные орнаменты дагестанские и чувашские. Стихотворное вступление П. Хузангая, народного поэта Чувашской АССР, составителя сборника. Названо — «Ковш любви». Иллюстрировано рисунком: дагестанский рог рядом с чувашским ковшом. Стихотворение П. Хузангая — зачин в духе обычаев предков: «Без зачина хозяина гость не запоет». Первая строка посвящения воспроизводит эту народную пословицу.

В посвящении поэтизированы география и история народов наших, воспета дружба всех наций СССР.

«Конец моей Волги — море твое Каспийское, с тобой мы давно люди одной и той же воды... Песня твоя и моя на одной волне, перед нами — великая наша страна».

П. Хузангай говорит Р. Гамзатову: «Твоя песнь придет в каждый дом чуваша. Войди, Расул! Братство народов на века, раз обнимается поэт с поэтом».

Постарайтесь поэтому понять студента, назвавшего Р. Гамзатова в ответ на вопрос о любимом чувашском поэте. Трудно не соглашаться с его доводами: Расул Гамзатов — советский поэт, а чуваши — советский народ. Поэтому меня совершенно не огорчило восклицание одной студентки на моем занятии: «Вот каких высот достигла чувашская поэзия!»— а было приведено мной четверостишие на чувашском языке из стихотворения «Родной язык». Невольно мысль опять возвращается к чувашскому сборнику Расула Гамзатова. Чуваши говорят: «Мудрость — не только умная мысль, но и умный порядок». Этот сборник строится на трех ведущих идеях. Первые три стихотворения — «Мой Дагестан», «Родной язык», «Дружба». Прекрасно понимаю идейную сущность основ поэзии Р. Гамзатова и логическую структуру его чувашской книги. Исходное — любовь к золотой колыбели, так называют чуваши родину матери и отца.

«Первая любовь есть любовь к Родине,— сказал И.Я. Яковлев. Родной язык — величайшее из духовных сокровищ народа. А третье исходное положение — дружба — венец всего». Дагестан, как и Чувашия,— детище Дружбы, родные языки живут и развиваются благодаря Дружбе. С большой буквы пишу это слово потому, что оно — название государства — СССР. Дружбу народов Советский Союз сделал основой государственной политики. Эта политика делает Дагестан Расула Гамзатова и моим Дагестаном, а его «Мой Дагестан» — моей настольной книгой.

На лекции студентам привел слова: «Для меня языки народов — как звезды на небе. Я не хотел бы, чтобы все звезды слились в одну огромную, занимающую полнеба звезду. На то есть солнце. Но пусть сияют и звезды. Пусть у каждого человека будет своя звезда».

Спрашиваю, кто сказал?— Коменский,— кричат одни.— Ушинский!— другие.— Яковлев, Гогебашвили!— третьи.

Тогда я продолжил: «Я люблю свою звезду — мой родной аварский язык».

— Расул Гамзатов!— еще громче, однако, еще дружнее кричат студенты, почти скандируя. Прервалось цитирование, и, как мои собственные, прозвучали слова: «Я верю тем геологам, которые говорят, что и в маленькой горе может оказаться много золота». Слова — Р. Гамзатова, но мысли — и мои. Привел и проклятья. И самые страшные из них. «Но и без всяких проклятий в горах лишается уважения тот человек, который не уважает родного языка». Многие слова Р. Гамзатова созвучны со словами завещания И.Я. Яковлева: подлинные сыны народа очень похожи друг на друга — и делами и мыслями.

Чувашский критик Геннадий Хлебников как-то сказал: «Расул Гамзатов создал свою собственную, поэтическую школу. В этой школе учится немало представителей даже и такой богатой традициями поэзии, как узбекская». У Расула Гамзатова мы учимся не только поэзии, но и мудрости, патриотизму, интернационализму.
1972 год

Волков, Г. Дагестан Расула — и мой Дагестан [Текст]: О творчестве Расула Гамзатовича Гамзатова (1923 – 2003)/ Геннадий Никандрович Волков [1927 – 2010]// Слово о Расуле Гамзатове: Сборник/ Составитель Сиражутдин Магомедович Хайбуллаев.- Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1973.- С. 163 - 167.

Геннадий Никандрович Волков (1927 – 2010) – публицист, доктор педагогических наук

Комментариев нет:

Отправить комментарий