03 ноября 2017

МЫ ЕГО ЛЮБИМ НЕЗАВИСИМО…

Мустай Карим

Из окон маленького домика видны поля и зеленые холмы моего родного аула Кляштам. В том домике иногда я работаю, иногда предаюсь воспоминаниям, иногда просто сижу и, глядя на свое гнездовье, сверяю с ним свою совесть, как по кремлевским часам сверяют время.

… Я почти различаю, как у подножия Девичьей горы вьется тропинка и спешит к тихому озеру Акманай. Там ее конец, ее пристанище. По той тропинке вниз, взявшись за руку, бегут два темноголовых мальчика. Это я вижу отчетливо и точно. Один из них – я, другой большеголовый Расул, который еще вовсе не Расул Гамзатов…

Это игра воображения. С Расулом судьба свела меня позже, в том возрасте, о котором говорят: «Он свистом останавливает летящего орла». В ту пору ему было чуть больше двадцати. Но у любви своя мечта исчисления времени, она не только утверждает свою власть на настоящее и будущее, но и отстаивает свои права на прошлое, на то, что было до нее. Если наше с Расулом детство не шло по той тропинке, это было просто ошибкой, нелепостью, упущением. Для меня он с самого начала – с первого дыхания, первых шагов, первого смеха, первых слез – слит с моей землей. Это ощущение возникло во мне не столько от моей личной дружбы с ним, сколько от любви моих сородичей, моих земляков к поэзии, к уму, к личности Расула Гамзатова.

О творчестве Гамзатова писали и пишут много и достойно. Я хочу добавить только несколько штрихов к картине, имя которой «Народная любовь к поэту».

В каких краях Башкирии я ни бываю, повсюду, после обычных расспросов о житье-бытье, я слышу имя моего друга.
– Есть ли хабар от Расула?
– Есть,– говорю я,– иначе бы я был грустен.

Еще более десяти лет назад в одном ауле мои земляки подарили мне первую долговечную радость за друга. Из тех мест я был выдвинут в депутаты Верховного Совета РСФСР. Я приехал на предвыборные встречи с избирателями. В фойе клуба, как наглядная агитация, стоял довольно большой стенд, посвященный моей творческой работе. Рядом находился таких же размеров стенд, где были собраны книги, фотографии, высказывания Расула Гамзатова и статьи о нем. С напускной строгостью в голосе я спросил у заведующей клубом:
– Что, он тоже кандидат в депутаты?
Женщина немного растерялась:
– Он же поэт, он же ваш друг… Я думала, так будет хорошо, вам будет приятно,– сказала она торопливо.– Его очень любят у нас.
Увидев мое ликование, она засмеялась и добавила:
– Любят независимо от вас. Вот так!

Я обнял ее. Я был полон благодарности этой немолодой женщине, всем, кто радовался вместе со мной, за их понимание и признание высокой поэзии, высокого таланта.

1973 год

Карим, М. Мы его любим независимо… [Текст]//Советский Дагестан.- 1973.- № 5.- С. 10.

Мустай Карим (Мустафа Сафич Каримов, 1919-2005) – писатель, Лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР, Герой Социалистического Труда

Комментариев нет:

Отправить комментарий