29 июля 2018

КАЖДОМУ НУЖЕН СВОЙ ДАГЕСТАН

Семен Бабаевский

Так случилось, что «Мой Дагестан» попался мне не в Москве и не на берегах Каспия, а на каменистых берегах Адриатики. Как прозаики, мы встретились далеко от родных очагов, и Расул поведал мне удивительную по простоте и по искренности историю. Я слушал его и невольно думал о том, что как же нам не радоваться и не гордиться тем, что в нашей многоликой литературе вдруг рождаются такие превосходные книги.

Поэтому я хочу, во-первых, пожать руку Расулу Гамзатову и сказать дружеское спасибо за «Мой Дагестан», а во-вторых, своим скромным прозаическим опытом засвидетельствовать: Расул и в прозе остался поэтом! В-третьих, хочу сказать, что задушевный, полный юмора и кавказской мудрости рассказ моего друга я прослушал без передышки.

Когда-то наш общий с Расулом друг Эффенди говорил мне: если ты прочитал чужую книгу и говоришь сам себе, что и ты такую книгу можешь написать,—значит, это плохая книга. Но, если, прочитав книгу, говоришь сам себе: да, черт возьми, бот это здорово! Вот это написано так, то мне такое не написать,— значит, книга отличная. Вот и я, следуя Эффенди, говорю сам себе: как же хорошо написан «Мой Дагестан»! В этой книге сам Расул, его характер, его почерк, его выстраданные думы, его жизнь и боль его души. Я читаю не книгу, а беседую с живым Расулом, с человеком умным, и непосредственным и с кавказской хитринкой в душе, и это радует.

И я с радостью могу присоединиться к той мысли, что у каждого писателя должен быть свой Дагестан. Без него, без своего Дагестана мы, как слепые без поводыря. Этот свой Дагестан есть у многих писателей. Кстати сказать, есть он и у меня. Пусть маленький, но свой. И в этом самом — большое наше счастье. И горе тем писателям, у которых нет своего Дагестана. Таких, к сожалению, немало в этом списке, что помещен в адресном справочнике. И не потому ли мы многих собратьев по перу знаем только по адресной книжке? Поэтому тем, у кого нет своего Дагестана, и живется на земле, как сиротам.

Бабаевский, С. Каждому нужен свой Дагестан [Текст]: О Расуле Гамзатовиче Гамзатове (1923 – 2003)/ Семен Петрович Бабаевский [1909 – 2000]// Слово о Расуле Гамзатове: Сборник/ Составитель Сиражутдин Магомедович Хайбуллаев.- Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1973.- С. 210 - 211.

Семен Петрович Бабаевский (1909 – 2000) – писатель

Комментариев нет:

Отправить комментарий