31 июля 2018

ЗА ЧТО Я ЛЮБЛЮ ПОЭЗИЮ РАСУЛА

Сулейман Рабаданов

Каждый, кому доводится ощутить тепло поэтического очага Расула Гамзатова, бывает по-своему счастлив, по-своему выражает он и свое отношение к поэзии вашего прославленного земляка.

За что же люблю поэзию Расула я?

Расул Гамзатов часто говорит о том, что его на литературную ниву привел дом Герцена в Москве, в котором расположен единственный в мире институт, носящий имя великого писателя. Расул стал студентом этого литературного лицея в год окончания Великий Отечественной войны. Идя по стопам Расула, с тех пор литературный институт окончили более 30 дагестанцев. Учился там и я. Годы, проведенные в нем, были для меня годами освоения сокровищницы мировой поэзии. Если говорить образно, время проходило в поэтической колыбели, где слышались песни певцов всех времен и континентов,— от Гомера до Кайсына Кулиева. Мы стремились постичь тайны сладкозвучных и громоподобных стихов древних и современных авторов. В те годы мы, студенты, в нашем пылком воображении носили вьющиеся волосы Пушкина, бурку и тоскливый взгляд Лермонтова, усы Шевченко, кинжал Хетагурова, чунгур Батырая, нежную улыбку и страдание, отраженное в глазах Есенина, папаху Сулеймана Стальского, величие и голос Маяковского, пилотку Твардовского, зурну Абуталиба, седину и мудрость Гамзата Цадасы. Если говорить иначе, мы стремились быть похожими на наших поэтических кумиров. Эти мысли не покидают нас и поныне и не покинут никогда.

Творчество моего современника Расула Гамзатова, одного из тех немногих, кто поднялся на высокий поэтический Олимп, поэта, разделяющего все радости и невзгоды наших народов,— поэта, вмещающего в своем сердце счастье и боль всей планеты, служит людям, помогает определить нам свои поэтические тропы. Его поэзия и жизнь дают бесценные уроки.

Поэтому люблю я поэзию Расула!

Недавно мне довелось побывать у своего однокашника. Долго упрашивал он меня посетить его дом, посмотреть его благополучную семью, разделить радость по поводу его продвижения по служебной лестнице. Посетил я друга неугомонного. Да, есть у него двухэтажный дом, увенчанный белой шапкой из оцинкованного железа, сад вокруг дома. Повел хозяин по дому своему, чтобы ошеломить меня. У него была шикарная мебель, разные настенные украшения, а я ищу шкаф с книгами. Не любил, оказывается, мой однокашник книг. Но в одном углу гостиной, где меня усадили за обеденный стол, штабелями лежали ковры. «Зачем ему столько ковров?»— подумал я. И спросил: «Твоя жена табасаранка?» «Почему ты об этом спрашиваешь?»— недоуменно взглянул хозяин на ковры, а потом и на меня. «Все эти ковры не стоят книжного шкафа с сотней хороших книг!»— вырвалось у меня. «Да, конечно, вам горожанам, нужны книги, а нам—ковры». Тогда мне вспомнились строки из восьмистиший Расула, и я их процитировал:

Жизнь — ковер. Но ткал я неумело.
И теперь я сам себя стыжу.
Много лишних линий и пробелов
Я в своем узоре нахожу.
Книгу я писал, но неумело:
В ней пустым страницам нет числа...

Будто бы не замечая, почему я читаю эти стихи, хозяин дома уставился на меня.

— Эти строки из стихотворения Расула Гамзатова. Поэт сравнивает жизнь с ковром. Ты же, мой дорогой, со дня нашей последней встречи стал ковры сравнивать с жизнью. Сколько их у тебя? Не сурово ли ты строишь свою жизнь, не вплетаешь ли в нее лишние нитки, образующие аляповатые узоры?— вступил я в открытый разговор с одноклассником. И в этой ситуации поэзия Расула оказалась-прекрасным аргументом.

Поэтому люблю я поэзию Расула!

В этом же селении на следующий день я был приглашен на хинкал двоюродным братом моего одноклассника, чабаном колхоза, отцом пятерых детей, старшие из которых учились в вузах Махачкалы. Дом моего нового кунака всем своим видом говорил о хорошем, если хотите, современном вкусе его хозяев. В одном углу гостиной стоял книжный шкаф. Здесь были книги А. Абу-Бакара, Р. Рашидова, сочинения С. Есенина в пяти томах, сборник песен Батырая, книги Драйзера, экземпляры альманаха «Дружба», трехтомник Расула Гамзатова... Если бы даже все окна были заколочены, этот дом был бы освещен светом этих книг. Только успел окинуть взглядом книги, заполнившие шкафы, как вошел хозяин с хурджином в руках и сказал: «Несколько дней назад я был в селе Тпиг. Там купил я эти книги»,— чабан поставил на полку словарь Ожегова, «Преступление и наказание» Достоевского, несколько других книг и новый сборник стихов Расула Гамзатова «Берегите друзей.— Здесь есть и пластинка с песней Расула»,— хозяин положил пластинку на радиолу. Зазвучала песня «Журавли».

Большой поэт украсил нашу дружескую беседу и здесь, в далеком горном ауле. Если бы Расул кроме этой песни больше ничего и не написал, он был бы великим поэтом. Гамзатов присутствует в доме каждого горда, каждого труженика!

Поэтому я люблю поэзию Расула!

Если какое-либо стихотворение иноязычного автора понравится мне, то такое произведение перевожу на родной мне даргинский язык. Не знаю, сколько раз я брал в руки книги Расула, сколько раз я их перечитывал, многое из написанного поэтом я успел перевести. Перевел все восьмистишия, много других стихотворений, поэму «Горянка».

На последней странице перевода поэмы «Год моего рождения» стоит дата: 1952 год, сентябрь. Значит, двадцать с лишним лет связана поэзия Расула и с моей жизнью.

Поэтому люблю я поэзию Расула!

Вдохновение не всегда посещает поэта. После чтения талантливой вещи меня осеняют радостные мысли, является вдохновение, и я берусь за ручку. После чтения стихов Расула в таком состояния я бывал всегда.

Поэтому люблю я поэзию Расула!

Есть и у меня дети-школьники. Любят и они книги. Любят и поэзию. Патимат, дочь моя, переписывает, понравившиеся ей стихотворения в особую тетрадь. И сегодня, когда я пишу эти заметки, Патимат переписывает стихотворение. На ее столе лежит книга Расула Гамзатова «Две шали». Не знаю, какое стихотворение она перепишет, но уверен, что она перепишет и выучит наизусть стихотворение знаменитого поэта современности Расула Гамзатова.

Поэтому люблю я поэзию Расула!
1976 год

Рабаданов, С. За что я люблю поэзию Расула Гамзатова [Текст]: О творчестве Расула Гамзатовича Гамзатова (1923 – 2003)/ Сулейман Рабаданович Рабаданов [1932 – 1995]// Расул Гамзатов – поэт и гражданин: Сборник/ Составитель Камал Ибрагимович Абуков.- Махачкала: Издательство Дагестанского филиала Академии наук СССР, 1976.- С. 146 – 149.

Сулейман Рабаданович Рабаданов (1932 – 1995) – писатель, народный поэт Республики Дагестан

Комментариев нет:

Отправить комментарий